«БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ», ВОЗМОЖНО, ФИЛЬМ ХОРОШИЙ. НО Я ЕГО НЕ СМОТРЕЛ И СМОТРЕТЬ НЕ БУДУ!

Сразу скажу, что вызывающий чувство неприятия англицизм "байопик" сейчас в этой публикации появился в первый и в последний раз. Как мне видится, понятие "биографическое повествование" звучит значительно понятнее и благозвучнее для русского человека. В этой статье мне хочется поделиться с вами, уважаемые читатели, своими доводами, почему я не смотрел и не буду смотреть вышедший несколько лет назад фильм "Богемская Рапсодия".

Судить о художественных достоинствах или недостатках киноленты, в которой авторы пытались рассказать историю "Queen" и гениального Фредди Меркьюри, я не имею права по выше обозначенной причине. Зрители, которые посмотрели фильм, уже давно определились в своих мнениях, каждое из которых имеет полное право на существование. Я же попытаюсь пояснить, почему у меня нет и, уверен, не возникнет желания взглянуть на жизнь Фредди Меркьюри "чужими глазами", особенно глазами режиссёра Брайана Сингера, уже давно погрязшего в сексуальных скандалах с несовершеннолетними и неоднократно обвинённого в сексуальных домогательствах. Для кого-то и этого было бы достаточно, чтобы не смотреть фильм. Но оставим всё это на совести самого режиссёра и тех, кто на него сделал ставку. Другая причина будет изложена ниже по тексту.

Прежде всего сам факт обращения кинематографистов к такой значимой и противоречивой личности, каким был Меркьюри, наталкивает на мысль о возможной тенденциозности подобного выбора. Для любой кинокомпании и любого кинопрокатчика максимальный кассовый сбор — задача №1. А потому совершенно понятно, что фильм, который должен обеспечить максимальные сборы, должен быть предназначен для самой широкой аудитории. Для истинных и настоящих знатоков и любителей "Queen" больше соответствует документальный, хронологически и фактически выверенный формат. Художественный же фильм не требует обязательной документальной достоверности, давая сценаристам и режиссёру определённую "свободу творчества". И для желающих заработать кинодельцов личность Фредди Меркьюри как нельзя лучше способствует тому, чтобы привлечь в кинотеатры как можно больше зрителей по всему миру с конечной целью извлечения максимальной прибыли.

И ведь ни Дэвид Боуи, ни Лучано Паваротти, ни Фрэнк Синатра или Джо Дассен привлекли внимание режиссёра (фильмы о них вряд ли бы собрали полные залы кинотеатров и как следствие не принесли бы больших барышей), а именно фигура Фредди Меркьюри. Ведь здесь, как говорится, есть где развернуться. Очень уж колоритная фигура — этот Фредди Меркьюри! И сколько поводов давал сам певец и шоумен своим образом жизни для слухов, пересудов, домыслов, обвинений и нападок… Ну разве это не благодатная почва, чтобы завлечь в кинотеатры массового зрителя, да ещё и при помощи замечательных песен группы "Queen", название которой уже давно превращено в дорогой, хорошо продаваемый, торговый бренд. Ни Мэй, ни Тэйлор, ни Мэри Остин — никто из них не попытался просто усомниться в морально-этическом аспекте данного кинематографического бизнес-проекта, который культовую песню "Bohemian Rhapsody" сублимировал для собственного названия. А с учётом того, что оба (и Мэй, и Тэйлор) до сих пор используют имя "Queen", превратив его в доходный торговый бренд, их активное участие в съёмках фильма о покойном друге не выглядит противоестественно. Всё на продажу! И словно палочка-выручалочка кем-то из них придуманное: "Фредди это бы понравилось!". Неужели они в этом действительно так уверены?

Может, стоило заявить откровенно, что Фредди — это наша Курочка Ряба, несущая золотые яйца. Только вот почему-то Джон Дикон не разделяет оптимизма и уверенности бывших коллег по группе. Видимо, у него другие представления об уважении по отношению к Фредди Меркьюри, не говоря уже о тех сторонах его личной, частной жизни, которая на определённом уровне обсуждается чаще, чем его песни.

Попытка рассказать языком кинематографа о судьбе столь яркой, неординарной, многогранной личности, каким без сомнения, и был Меркьюри, — дело весьма ответственное, деликатное и одновременно рискованное. Даже при наличии права на художественный вымысел быть максимально объективным — задача для режиссёра архисложная. Всегда есть большой соблазн исказить факты, пренебречь хронологической достоверностью и сместить акценты в ту или иную сторону в угоду интересам публики. И далеко не все шли на "Богемскую Рапсодию", чтобы познакомиться именно с творческой стороной жизни Меркьюри.

Знатоки и любители музыки "Queen" и творчества Меркьюри, как мне кажется, шли в кинотеатры, чтобы убедиться в том, что образ любимого ими музыканта не заштампован и лишён какой-либо предвзятости и односторонности. Ведь опровергнуть или как-то обосновать режиссёрские измышления и художественный вымысел смогут лишь самые отчаянные знатоки жизни и творчества "Queen" и Фредди Меркьюри, для которых всё это не пустые звуки. А потому и излишнее "вольное прочтение" образа Меркьюри вряд ли вызвал бы у них восторг и понимание! Я не подвергаю сомнению ни художественный уровень картины, ни качество актёрских работ. Возможно, как кинематографическая иллюстрация или художественная реконструкция фильм понравился тем, для кого "Queen" — "была группа такая", а Фредди Меркьюри — "тот, который от СПИДа умер". И даже совсем не плохо, что эта категория зрителей, что-то узнала о Фредди Меркьюри и группе "Queen". Но вот для меня Меркьюри и "Queen" — такая большая часть моего внутреннего мира, что перепроверять её полуторачасовым художественным фильмом я просто не хочу. И это мои проблемы!

Альбомы "Queen", их удивительная музыка и песни сопровождают меня по жизни вот уже более сорока лет. За эти годы у меня уже давно сформировалось своё, собственное представление о Фредди Меркьюри. Возможно, оно субъективно, не лишено ещё юношеского романтического ореола, который я хочу сохранить в себе и не пропускать сквозь шпицрутены чужого видения личность Фредди Меркьюри. Пусть тот образ, сформировавшийся в далёкие 70-ые останется со мной.

И, пожалуй, последнее — исполнитель главной роли. Возможно, кто-то и нашёл внешнее сходство актёра Рами Малека с Фредди Меркьюри. Возможно. Но вот фактура! Мелковат Малек в своих физических кондициях для воплощения образа Меркьюри. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на несколько кадров из фильма. И возможно, хорошо справившийся в художественном отношении с образом великого Фредди Рами Малек, всё же недотягивает до Меркьюри. Даже на фото слегка тщедушный и невысокого роста актёр выглядит немного комично. В общем, такой Фредди Меркьюри мне не нужен! Мой Фредди Меркьюри в его песнях!

Я ни в коем случае не подвергаю сомнению необходимость и даже важность биографических фильмов о великих людях! Каждый сам решит: смотреть или не смотреть… И выводы будет делать сам!

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек