Советская эстрада — настоящая сокровищница замечательных талантливых исполнителей! Никто из них не провозглашал себя "королями", "принцами" и "примадоннами", а такие понятия, как "звезда" и "шоу-бизнес", если и употреблялись, то воспринимались как инородные и чужеземные в редких публикациях о западной масс-культуре.
Перечислять имена ярких советских певцов и певиц, самобытных вокальных дуэтов и названия популярных вокально-инструментальных ансамблей, которые снискали славу в 60-80-ые годы, можно очень долго. Многих исполнителей уже нет в живых, другие, оказавшись не у дел, уехали за границу, остальные продолжают свою деятельность. Одни, оседлав волну былой популярности, до сих пор пыжатся, чтобы быть на виду и на слуху, а ставшие "неформатом" и не цепляющиеся за публичность радуют творчеством своих верных слушателей в тиши и без суеты, оставаясь верными настоящему искусству.
Одним из таких замечательных певцов является Альберт Асадуллин.
Альберт Нуруллович Асадуллин родился 1 сентября 1948 года в Казани. Семья отставного военного, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны Нуруллы Асадуллина, была большой и дружной. Помимо своих троих супруги, несмотря на тяжёлое послевоенное время, воспитывали и четырёх приёмных детей.
Певческие задатки Альберта Асадуллина, унаследованные от мамы, проявились в раннем детстве. Нагима, мама будущего певца, обладала замечательным голосом, она прекрасно пела, и соседи уверяли, что ей надо выступать на сцене. Попытки родителей развить музыкальные способности сына успехами не увенчались: музыка его интересовала мало, а на пианино учиться играть он категорически не хотел. В семье Асадуллиных не было принято препятствовать интересам детей и заставлять их делать что-то против их воли. Они всячески поощряли любовь сына к рисованию. Очень нравились маленькому Альберту карандаши и краски. Свои рисунки он с гордостью показывал родителям и соседям. В художественную школу мальчик ходил с большим удовольствием. После окончания общеобразовательной школы юноша решил связать своё будущее с архитектурой и поступил в Казанское художественное училище. В 1967 году Альберт Асадуллин приезжает в Ленинград и поступает в Институт изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Именно здесь, в городе на Неве, окунувшись в бурную студенческую жизнь, Альберт Асадуллин увлекается музыкой. Он быстро научился играть на гитаре, его певческий талант привлекает к себе внимание самодеятельных вокальных ансамблей.Яркая внешность и несомненный талант приводят Альберта Асадуллина в ансамбль "Призраки", где он становится ведущим вокалистом. Следующей группой певца стал коллектив под названием "Фламинго". В начале 70-ых годов Асадуллин входит в состав ВИА "Невское Время", который по выходным дням устраивали концерты в Доме Офицеров в Пушкине.
В 1975 году Альберт Асадуллин принимает решение профессионально заниматься вокальной деятельностью. В это же время ВИА "Поющие Гитары" приступает к постановке первой в СССР рок-оперы ( зонг-оперы , как тогда у нас называли этот жанр) "Орфей и Эвридика"(композитор Александр Журбин, автор либретто Юрий Димитрин, режиссёр Марк Розовский). Художественный руководитель "Поющих Гитар" Анатолий Васильев искал достойного кандидата на главную мужскую роль, и воплотить на сцене образ Орфея было предложено Альберту Асадуллину, а яркую карьеру известной певицы ролью Эвридики начала очаровательная Ирина Понаровская.
Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин.
Новый для советского любителя музыки жанр привлёк к себе большое внимание. В течение пяти лет Альберт Асадуллин выступает в составе "Поющих Гитар". Ансамбль гастролирует по всему Советскому Союзу, и постановка "Орфей и Эвридика" пользуется заслуженным успехом. Талант Асадуллина был по достоинству оценён британским музыкальным журналом "Music Week", который удостоил молодого советского вокалиста специальным дипломом.
Вскоре Альберт Асадуллин начинает сольную карьеру. Он много гастролирует, песни из его репертуара звучат по радио, он часто снимается на телевидении и принимает участие в праздничных государственных концертах. В эти годы успехом пользовалась песня Давида Тухманова о Ташкенте " Звезда Востока", которые исполняли и ВИА "Ялла", и Альберт Асадуллин. В 1980 году при Ленконцерте создаёт группу "Пульс" ( годы существования — 1980-1983), где свои первые шаги в качестве композитора и музыканта делал Александр Розенбаум.
В 1982 году на экранах телевизоров с большим успехом прошёл фильм "Никколо Паганини". Мелодия композитора Сергея Баневича, звучавшая в фильме, сразу же полюбилась миллионам советских людей. И в 1984 году поэтесса Татьяна Калинина напишет на мелодию проникновенные стихи о вечном союзе Любви и Музыки. И так же проникновенно её исполнил Альберт Асадуллин.Позволю себе небольшое отступление. В наш город приехал Асадуллин, и в зале филармонии собрались его поклонники. Асадуллин пел свои известные и новые песни… Но все ждали, когда же будет "Дорога без конца"? Когда становилось понятно, что концерт потихоньку подходит к концу, зал вдруг заскандировал: "Дорогу"! "Дорогу"! Асадуллин сказал зрителям, что он сейчас работает с новой аккомпанирующей группой и песню "Дорога без конца" они ещё, что говорится, не довели до ума, чтобы исполнять на сцене. И предупредил, что споёт песню под фонограмму "минус один". Зал взревел от восторга! А Асадуллин ещё два раза исполнял столь любимую песню на бис! "
Вскоре Альберт Асадуллин начинает сольную карьеру. Он много гастролирует, песни из его репертуара звучат по радио, он часто снимается на телевидении и принимает участие в праздничных государственных концертах. В эти годы успехом пользовалась песня Давида Тухманова о Ташкенте " Звезда Востока", которые исполняли и ВИА "Ялла", и Альберт Асадуллин.
В 1980 году при Ленконцерте он создаёт группу "Пульс", в составе которой свои первые профессиональные шаги в качестве композитора и музыканта делал Александр Розенбаум.В 1985 году фирма "Мелодия" выпускает первый долгоиграющий альбом, куда вошли известные и полюбившиеся песни "Мальчик с девочкой дружил" и " Дорога без конца", которая стала визитной карточкой Альберта Асадуллина. С песней "Дорога без конца" Альберт Асадуллин становится лауреатом песенного фестиваля "Песня — 84". В первой половине 80-ых годов певец активно сотрудничает с оркестрами А. Бадхена и Г. Гараняна. С ними он представлял советское искусство за рубежом. Он участвовал в "Днях культуры СССР" в Польше, Германии, Финляндии и Индии… В 1988 году Альберту Асадуллину было присвоено почётное звание "Заслуженный артист РСФСР".
В перестроечные годы на эстраде появилось большое количество новомодных молодых исполнителей, и талантливым настоящим певцам всё меньше и меньше оставалось места на эстраде, и тогда Альберт Асадуллин возвращается к народным истокам. Он увлечённо работает над популяризацией татарских народных песен, исполняет заглавную партию в рок-сюите "Магди" ( М. Шамсутдинова — Д. Сиразиев), написанной на основе сюжета из Корана. В течение трёх лет эту постановку Альберт Асадуллин показывал всему Татарстану, приезжал с ней в Москву и Ленинград, где начинал свою певческую карьеру. В 1993 году в Санкт-Петербурге в концертном зале "Олимпийский" состоялся бенефис певца, прошедший, как этого и следовало ожидать, с огромным успехом. В 1995 году увидел свет диск с лучшими песнями Асадуллина "Дорога без конца".
Альберт Асадуллин принял участие в записи звуковой дорожки к мультфильму по мотивам сказок Вильгельма Гауфа "Карлик Нос". Особым успехом пользовалась "Песня волшебника Сулеймана".Сейчас Альберт Асадуллин является солистом Государственного концертно-филармонического учреждения "Петербург-концерт". Он принимает участие в различных концертных программах. Зрители тепло встречали любимого исполнителя на праздновании 1000-летия Казани и на концерте "Любви негромкие слова", посвящённом Анне Герман.
В 2010 году Альберт Асадуллин вновь принимает участие в большом музыкально-театральном проекте. Он исполняет главную роль в мюзикле "Безымянная звезда" в постановке "Театра Рок-опера". Певец продолжает и сегодня активную творческую деятельность, которая включает в себя и сольные концерты, и совместные с другими певцами выступления. Он гастролирует с концертной программой "Дорога Орфея", выступает иногда на частных мероприятиях — корпоративах и свадьбах.
Свою личную жизнь Альберт Асадуллин не скрывает. Он сейчас счастливо живёт со своей второй женой, театральным администратором Еленой, которая подарила певцу двух дочек. От первого брака у Альберта Асадуллина есть сын, который выбрал для себя дизайнерскую стязю. Семья для Альберта Асадуллина — самое святое, он безумно любит своих детей и уделяет им много времени. Он построил для семьи большой дом, где живёт его семья — неиссякаемый источник вдохновения и творческих сил.
Альберт Асадуллин с дочками.
В 2013 году певец в интервью признался, что до сих пор не знает музыкальной грамоты и не умеет читать ноты."Они для меня как непонятная графика на бумаге, ничего не значит абсолютно. Я быстро учу свои партии на слух. Знаю, таких, как я, немало среди известных музыкантов и композиторов".