В новом учебном году в петербургских школах начнут применять нововведения Управления социального питания, направленные на улучшение качества школьных обедов. Одним из главных новшеств станет общегородской стандарт качества, который регламентирует практически всю деятельность операторов питания от разрешенных продуктов до внешнего вида поваров.
В Петербурге еще в конце 90-х годов появились льготные обеды для школьников. Однако отсутствие контроля со стороны властей и профильных органов привело к тому, что в городе образовались картели, которые фактически поделили между собой рынок школьного питания. Крупные комбинаты годами обслуживали «свои» районы, что полностью исключило конкуренцию на рынке и значительно отразилось на качестве услуг.
Первый картельный сговор был выявлен петербургским Управлением Федеральной антимонопольной службы в 2018 году. На сегодняшний день известно уже о семи картелях, в которых участвовали крупнейшие комбинаты города.
В 2020 году в Управлении социального питания сменился руководитель. Алексей Барабанщиков сменил Наталью Петрову, которая занимала кресло на протяжении почти двух десятилетий. УСП отвечает за организацию питания в школах и детских садах, контролирует работу предприятий, обслуживающих образовательные учреждения, а также способствует повышению конкуренции на рынке. Предстоящий учебный год станет своеобразным тестом эффективности УСП при новом руководителе.
Одним из самых главных нововведений УСП стала разработка единого стандарта качества для всех школ Петербурга. Документ был утвержден в феврале и полноценно заработает в новом учебном году. Петербургский стандарт качества регламентирует буквально каждый момент в организации школьного питания.
Введение новых норм качества напрямую зависит от того, сможет ли Петербург избавиться от системы картелей. Повышение качества школьного питания будет невозможно, если комбинаты продолжат делить рынок между собой.
В данном направлении уже произошли значительные подвижки. С 2018 года было раскрыто семь антикоррупционных дел, однако надзорные органы запоздало реагировали ни нарушения. Например, последнее антикартельное дело было раскрыто в декабре 2020 года, хотя оно касалось торгов 2016-2017 годов.
Однако сейчас меры принимаются куда оперативнее. Примером тому может послужить недавний инцидент в Выборгском районе. В июне местная администрация объявила о проведении аукционов на поставку питания в детские сады. Однако торги были проведены с нарушениями и ФАС аннулировала их итоги. А уже в июле антимонопольщики начали проверку на наличие картельного сговора на этих торгах. Такая оперативность может исключить картели и тем самым распределить контракты на конкурентной основе.
Сейчас признаки картеля навлекли подозрение на чиновников Выборгского района, а до этого ФАС установила связь картелей с администрацией Колпинского района. Журналисты не исключают, что и в других районах ситуация аналогичная.
Администрации районов формируют лоты таким образом, чтобы их стартовая стоимость не превышала 40 млн рублей. В таких случаях торги проводятся практически без контроля со стороны властей города. Для снижения рисков в Петербурге начали прибегать к укрупнению лотов, чтобы торги проводились напрямую комитетом по госзаказу. Гораздо проще контролировать работу одной комиссии, нежели отслеживать работу десятков районных комиссий по сотням небольших тендеров.
В новом учебном году выбирать поставщиков будут по более прозрачным схемам, а районные чиновники лишатся возможности влиять на распределение тендеров в пользу «своих» компаний. Таким образом, новый учебный год должен пройти на качественно более высоком уровне, а количество отравлений в школах и детских садах будет сведено к минимуму.