Парадокс воспитания заключается в том, что мы подавляем ребенка своим родительским авторитетом и при этом ждем от него взрослого ответственного поведения.
Но психология человека такова, что если один ведет себя, как критикующий и контролирующий родитель, второй автоматически встает в позицию оправдывающегося ребенка. При этом родитель ждет, что ребенок ВНЕЗАПНО повзрослеет и станет реагировать по-другому. Но этого не происходит.
Есть другое решение. Его я давным давно подсмотрела у одного очень мудрого человека. Он не воспитывал своих детей. Он задавал им вопросы из позиции взрослого.
Не нравоучал, не говорил, как правильно, а как нет, а просто задавал наводящие вопросы. "Ты считаешь, что ты правильно поступил?" "Как ты оцениваешь свою реакцию?" "Что можно исправить в твоей реакции на данную ситуацию в следующий раз?"
Это очень сложно сделать, данную привычку можно выработать. И усилия того стоят. Приведу один пример.
Однажды моя сестра, которая несмотря на железный занавес, привезла из-за границы красивый и модный рюкзак для моей дочери. Дочка радостная пошла с ним в школу. Через неделю она вернулась домой вся в слезах.
Кто-то изрисовал ее новую сумку матерными словами. Дочка знала, какие девочки это сделали и рассказала мне. Я пошла в школу.
Я заранее договорилась с их классным руководителем. Когда я зашла в класс, я увидела этих двух девочек на задних партах. Они буквально в них вжались. Я спросила, могу ли я с ними поговорить в коридоре. Они настороженно проследовали за мной.
Я думаю, что они ждали от меня чего угодно: ругательств, угроз, запугиваний. Но я улыбнулась и задала им один вопрос:
Зачем вы это сделали? Мне просто интересно, зачем?
Девочки насупились и не отвечали. Я повторила свой вопрос, они начали цедить сквозь зубы, что они "не знают".
Я по-доброму посмотрела на них и произнесла: "Красивая у Тани сумка, да? Просто офигенная, такую мало где можно найти. Понравилась она вам?"
В ответ было сдержанное: "Угу".
Я продолжила: "Мне кажется, что вам было обидно и завидно. Вы позавидовали красивой вещи, может быть и до этого вы завидовали моей дочке и это заставило вас совершить такой некрасивый поступок. Правда?".
Молчаливый кивок.
Я продолжила: "Я понимаю, что вы пытались таким способом лишить ее того, чем вы сами хотели, но не могли обладать, правда?"
Еще один кивок.
"А еще мне кажется, что вы хотели бы дружить с моей дочерью. Но вам что-то мешает. Может страх, может гордость, может зависть. Но она всегда очень по-доброму о вас отзывалась и если хотите, приходите сегодня после школы, мы попьем с вами чаю. Танина тетя вместе с сумкой привезла очень вкусные печеньки, думаю, они вам очень понравятся."
У девочек вылезли глаза на лоб, такого разговора они точно не ожидали. Они с удовольствием приняли приглашение. С тех пор, проблем с ними у дочери не возникало. Грязные ругательства с сумки мы отмыли и больше о них не вспоминали.
А если представить, что я бы пришла и начала вопить: "Да как вы посмели?! Дуры, которых родители не воспитали!!! Да я вас в детскую комнату милиции сдам!".
Вот и вся разница в воспитании. Задать правильные вопросы, чтобы дети сами осознали мотивы своего поведения или запугать и подчинить своей власти и контролю.
И хочу заметить, что эта история не только про воспитание детей, а про стиль общения между людьми в целом. Чувствуете разницу?
Не забудьте подписаться на канал, если вам близок мой стиль мышления. Буду благодарна лайкам и любым комментариям.