Бесславный путь самоуничтожения Литвы

Бесславный путь самоуничтожения Литвы

Один из базовых на сегодняшний день постулатов психотерапии гласит, что человеку никто не может помочь до тех пор, пока он сам не осознает у себя наличие проблем и не попросит о помощи. Просто бесполезно лечить того, кто не считает себя больным, а своё девиантное поведение свято считает нормальным и здоровым.

Продвигаемая идеология «нитакой как все» очень способствует психическим заболеваниям. В результате человек уже не тупой, а «альтернативно одарённый», не поехавший крышей, а «обладающий нестандартной точкой зрения». И так далее. Что почти неизбежно приводит к «В какую дурку? Вы что, угораете?!».

Стран это тоже касается в полной мере. Сегодня мы рассмотрим это явление на примере Литвы.

Хотя некоторые сектанты отрицают существование геополитики, но несмотря на это, логика поведения определённых стран и возможности их экономического развития неизбежно отталкиваются от географии – от места на карте, соседей, торговых маршрутов, запасов природных ископаемых и прочих ресурсов, климата и так далее.

Прибалтика в целом (тут одну Литву отдельно нет смысла рассматривать, потому что то же самое справедливо и для остальных двух «тигров») исторически всегда была таким себе захолустьем, дальней провинцией – как для Европы, так и для России. Полезных ископаемых почти нет, стратегических ресурсов тоже. Холодное, мелкое и грязное море – удовольствие для туристов крайне сомнительное (при прочих равных то же Чёрное море для нас или Эгейское с Адриатическим для европейцев – на порядки привлекательнее). Единственное хоть какое-то экономическое значение имеют порты в Риге и Клайпеде, через которые всегда шла торговля между Европой и Россией (ну и немного транзита с Востока, хотя для индийских и китайских товаров это никогда не было основным стратегическим маршрутом).

Акцентирую: без российских товаров, без торговли с Россией эти порты никому и даром не нужны (точно так же, как и Одесса с Николаевым, которые медленно умирают без транзита в Россию все последние годы).

Поэтому основные экономические активы Прибалтики – это порты, ведущие к ним железные дороги и слегка туризм, причём именно российский (потому что европейцам смотреть в Риге или Вильнюсе не на что, а русские туда какое-то время ездили по ещё советским привычкам).

Ну и ещё потенциальные экономические преимущества – это возможность получать дешёвое электричество из России и Белоруссии через Единую энергетическую систему и аналогично дешёвый трубный газ из России. Что позволило бы существенно снижать себестоимость любого производства.

Но что делает Литва все годы своей «независимости»? Она последовательно уничтожает весь свой, и без того не богатый, экономический потенциал.

Сначала под предлогом «борьбы с советским наследием» разрушили почти всю местную промышленность. Потом старательно пытались отсоединиться от ЕЭС и закрыли собственную АЭС, которая давала дешёвое электричество – и стали покупать дорогое в Дании и Швеции (где цены за киловатт одни из самых высоких в ЕС). Теперь вот тщательно пытаются огородиться от такого же дешёвого электричества из Белоруссии.

С газом аналогично. Есть дешёвый трубный из России по ещё советским трубопроводам – но построили дорогой СПГ-терминал, арендуют убыточный газовоз и возят издалека американский сжиженный, «лишь бы назло москалям». Всё это приводит не только к удорожанию себестоимости любой продукции, но и к высоким коммунальным тарифам для стремительно сокращающегося населения.

Отвадили своей русофобией туристов из России. Кому от этого хуже? Уж точно не крымчанам с сочинцами.

Дальше своими перманентными истериками про российскую агрессию фактически вынудили Россию строить порт в Усть-Луге. Это дорого, долго и сложно, но в какой-то момент руководство России решило, что проще построить новый порт, чем зависеть от капризов хуторских русофобов. И всё, теперь Клайпеда не нужна (впрочем, как и Рига). Минус почти половина грузопотока через порты и Литовскую железную дорогу. Минус треть ВВП Литвы.

Причём теперь даже если кто-то совершит чудо и снова наладит нормальные отношения с Российской Федерацией, то смысла возить через Литву всё равно нет никакого. Рынки, в том числе и транзитные, потерять легко, а вернуть почти невозможно.

И что? После этого хоть кто-то задумался о последствиях? Кто-то попробовал отрефлексировать «Что мы делаем не так?»? Вообще ни разу.

Вместо этого принялись яростно портить отношения с Белоруссией. В частности, добились того, что теперь с декабря белорусский калий перестанет идти транзитом через Литву. Ещё минус треть оставшегося грузопотока.

Всё, порт в Клайпеде с упавшим объёмом транзита становится нерентабельным, а железную дорогу можно просто резать на металлолом (кстати, местами уже начали).

И тут горячие литовские парни говорят «Сгорел сарай, гори и хата». И открывают у себя посольство Тайваня. В результате Китай заявляет, что отзывает посла, разрывает контракты и через десять дней прекращает любой транзит своих товаров через Литву.

Впору писать «Кто последний будет уезжать из Литвы, выключите свет в аэропорту». Но электричества не станет гораздо раньше, и последние будут не улетать, а уезжать на телегах или брести пешком.

И ладно бы, я бы понял, если бы подобная русофобия Литвы щедро оплачивалась Западом. Так нет, одни убытки! Занимаются самоуничтожением вопреки любой логике и здравому смыслу.

Лев Николаевич Гумилёв был прав – химеры не жизнеспособны. Сколько не пытайся заниматься «строительством нации», но если она являет из себя искусственное образование, то толку всё равно не будет.

Если кто-то твёрдо решил самоубиться, то обычно таких отговорить уже невозможно. Как только санитары отвлекутся, он обязательно завершит задуманное. А тут же американцы и не подпускают докторов, чтобы те могли обследовать пациента и поставить ему адекватный диагноз, сразу начинают вопить о российской агрессии.

Ну, собственно, и пусть. Как писал русский классик «Его пример – другим наука».

Александр Роджерс

Что будем искать? Например,Человек