Даже как-то неудобно напоминать, с какой помпой в 2020 году обсуждалась инициатива Президента о запрете государственным и муниципальным служащим иметь второе и, упаси Бог, третье гражданство. Тему запрета двух паспортов для чиновников власти широко использовали в публичной агитации граждан перед голосованием о поправках к Конституции.
Без комментариев.
Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ установил, что с 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство будет являться основанием для увольнения с госслужбы. Но, в соответствии с российской традицией, Закон всё же оставил лазейку: «Гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне».
Так или иначе, перед многими чиновниками встал непростой выбор: отречься от второй родины ради доходного места или тихо уйти с должности «по собственному желанию». Как видно, отречься смогли далеко не все заинтересанты, иначе не появился бы 25 августа 2021 года Указ Президента № 493, который фактически разрешил «иностранцу» продолжить служить России, если «по не зависящим от гражданина причинам», он не смог отказаться от иностранного гражданства. Решать вопрос «служить или не служить» конкретному чиновнику будет Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (состав Комиссии здесь).
Вот и верь после этого «слову Президента».
Более всего интересен вопрос, что означают правовые конструкции: «по не зависящим от гражданина причинам» и «в исключительных случаях»?
Первая конструкция нашлась в ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»: «получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан …, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума».
Относительно второй конструкции можно привести в пример ст. 205 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает, что в исключительных случаях суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.).
Из чего можно сделать вывод, что категорию госслужащих, которая по независящим от них причинам не смогла отказаться от второго гражданства, по аналогии с законом можно рассматривать как категорию малоимущих, неграмотных, имеющих тяжелую болезнь или впавших в беспомощное состояние.
© Copyright Вспышка, 2021
Комментируйте, подписывайтесь на канал и будьте в курсе событий.
Автор не несет ответственность за содержание комментариев.