Финансовая стабильность, основные изменения направлений денежных потоков, колебания валют и уровень инфляции в стране на протяжении ближайших лет во многом зависят от основного экономического документа страны – проекта бюджета на плановый период. В течение 2017 года был разработан проект для трёхлетнего периода с 2018 по 2020 год. Он состоял их трёх основных частей, которые будут реализованы соответственно в 2018, 2019 и 2020 годах.
В ноябре Госдума осуществила последний пересмотр и окончательно утвердила закон о бюджете 2018, а также стратегию бюджета 2019 года. После троекратного внесения поправок большинством голосом эти документы были подписаны.
В соответствии с запланированными перспективами в 2 ближайших года намечается тенденция к укреплению позиций макроэкономической ситуации. Это ознаменует начало перехода от шоковой фазы экономики, которая была спровоцирована внешними факторами, к плавной стабилизации и адаптации. Чтобы макроэкономика России имела возможность быстрее преодолеть этот рубеж, проект предусматривает изменение размеров и целевых направлений расходной и доходной частей.
Основные параметры
Во время утверждения закона министр финансов указал на самые важные направления федерального бюджета периода 2018 – 2020 годов:
- стабилизация социальной сферы;
- все уровни обороны и оборонной промышленности;
- укрепление государственной экономической ситуации.
Эти же сферы станут основными направлениями расходов: 36,4% составят расходы на соцсферу, 29% — на военную и оборонную промышленность, 14,7% — на стабилизацию национальной экономики.
Объёмы расходов были откорректированы и увеличены по сравнению с запланированным законом уровнем:
- в 2018 – на 300 млрд рублей;
- в 2019 – на 200 млрд рублей.
Основные параметры бюджета на 2018 год:
- дефицит – 1,33 трлн;
- доходы – 15,18 трлн;
- расходы – 16,51 трлн.
Основные прогнозируемые параметры на 2019 год:
- дефицит – 867,01 млрд;
- доходы – 15,55 трлн;
- расходы – 16,42 трлн.
Пересмотр макропрогноза позволил откорректировать данные по дефициту для ближайшего года на 0,2 % (с 1,6% до 1,4% ВВП).
Внешний государственный долг
Ситуация по внешним займам планирует реализацию в виде евробондов (7 млрд в год сроком на 30 лет). Министерство финансов работает над программой обмена предыдущих евробондов на 4 млрд ежегодно. Это предоставит сразу три выигрышных момента:
- сокращение внешнего госдолга Российской федерации;
- уменьшение ежегодных сумм на обслуживание госдолга;
- урезание общей суммы выплат по внешнему госдолгу.
На протяжении двух ближайших лет колебания внешнего займа будут составлять 70,2 – 72 млрд, такую ситуацию можно считать показателем высокой стабильности.
Для баланса будут проводиться дальнейшие заимствования в виде Облигаций Федерального займа, которые не превысят 870 млрд, что на 130 млрд выгоднее, чем изначально предусматривал проект.
Главные приоритеты бюджета
Для ближайших 12 месяцев Министерство финансов определило приоритетные задачи, которыми стали инвестиционное стимулирование бюджета и социальные обязательства.
Для стимулирования роста экономики предусматривается несколько механизмов:
- снижение бюджетного дефицита;
- внедрение смягчающих мер в кредитно-денежной политике;
- поддержка частных инвестиционных ресурсов.
Из этого следует, что налогообложение частного бизнеса не будет усугубляться, на протяжении планового периода закономерно будет происходить вложение средств в новые мощности производств путём льготного налога на прибыль для инвестиционных программ.
Что касается социальной составляющей, государственные социальные программы запланированы к исполнению при любой внешнеэкономической ситуации, что позволит не отступать от закона и обеспечить стабильное выполнение всех параметров соцгарантий для населения. Эти меры снижают напряжённость в обществе и гарантируют обеспечение тех социальных групп, которые больше всего нуждаются в поддержке.
Изменение МРОТ
Этот параметр не пересматривался на протяжении длительного времени, поэтому при формировании бюджета был рассмотрен и одобрен проект закона о повышении минимального размера оплаты труда на уровне не менее 9,489 тыс. рублей. Эта сумма приближается к 85% прожиточного минимума.
На этом повышение МРОТ в ближайшем будущем не прекратится: до 2020 года существующий размер (7,8 тыс. рублей) вырастет больше, чем на 50%. Через 12 месяцев этот показатель планируется вывести на один уровень с прожиточным минимумом, к чему давно стремилось высшее руководство Минтруда и соцзащиты. Эта мера позволит приблизиться к адекватному уровню оплаты труда, позволяющему обеспечить все базовые необходимости трудящегося человека в любой отрасли и при любой профессии.
Бюджетная федеральная сфера понесёт добавочные расходы, связанные с повышением МРОТ, в размере 7,2 млрд на ближайшие 12 месяцев и ещё 12 млрд на 2019 год. Этот законопроект коснётся около 4 млн трудящихся граждан России.
Акциз на топливо
Для увеличения доходной части было принято решение об изменении акцизного сбора с продаж автомобильного топлива. Поднятие в размере на 1 рубль за каждый м3 должно увеличить доход в бюджет минимум на 40 млрд. Это закономерно и ожидаемо повлияет на стоимость топлива, увеличив его во всех регионах.
Предложено поэтапное увеличение цен на бензин на 1 рубль (в начале І и ІІІ квартала), а также цен на дизельное топливо на 0,5 рубля в те же сроки. Это поможет создать основу для финансирования возведения новых автодорог в Калининграде, в Крыму и в дальневосточных регионах.
Приватизация и дивиденды
Предусмотрена дальнейшая приватизация государственных активов, которая принесёт в бюджет от 400 млрд в год. Выплата дивидендов запланирована и для банков, которые являются государственными.
На реализацию этой стратегии во многом влияет рыночная конъюнктура, но общий курс на снижение доли государственных структур в экономике будет неизменным.
До конца 2019 года запланировано выделение 28 млрд, которые пойдут на частичную приватизацию акций таких предприятий:
- ВТБ;
- «Алрос»;
- «Транснефть»;
- «Российские железные дороги»;
- «Транснефть»;
- «Русгидро»;
- «Совкомфлот» и пр.
Их приватизация в запланированном размере должна была произойти ранее, но эти меры не были воплощены в жизнь из-за неблагоприятной экономической ситуации.
Главная задача проекта бюджета сводится к уменьшению образовавшегося разрыва между его доходными и расходными частями. Поскольку 2018 уже практически начинается, можно надеяться, что все пункты программы будут максимально выполнены. Но к осени, когда состоится утверждение бюджета на 2019 год, на все его статьи может существенно повлиять уровень инфляции.
Такое влияние будет особенно резким в случае, если дефицит превысит ожидаемую норму. При такой картине Госдума будет вынуждена проработать и предложить план стабилизации проекта, внести множество коррективов и изыскать новые механизмы, способные привести в баланс доходную и расходную части бюджета.