Во второй половине 60-ых годов концептуальные альбомы, начиная с грандиозного успеха битловского "Сержанта", вошли в моду. Набирал силу и жанр "рок-оперы". После нескольких первых попыток малоизвестных групп вышедшая в мае 1969 года опера "Tommy", записанная группой "The Who" вызвала огромный интерес и широкий резонанс.
Автор либретто к рок-опере "Jesus Christ Superstar" Тим Райс в своей автобиографии так писал об истоках идеи её создания :"С детства меня мучила мысль — как бы я поступил, окажись я в той же ситуации, в которой оказались Понтий Пилат и Иуда из Искариота. Как они могли знать, что Иисус обретет божественный статус, а они в результате будут навеки прокляты?"
Также он отметил, что толчком к написанию рок- оперы, как и для многих других рок-явлений 1960-х, стали стихи главного рок-поэта молодёжной культуры Боб Дилан. В его песне 1964 года "With God on Our Side" есть такие строки: «But I can’t think for you / You’ll have to decide / Whether Judas Iscariot / Had God on his side»
"Долгими темными часами Я думал о том, что Иисус был предан поцелуем. Но решайте сами, Не был ли на стороне Иуды Бог?".Рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» (англ. "Jesus Christ — Superstar"), которую сочинили двадцатидвухлетний композитор Эндрю Ллойд Уэббер и двадцатишестилетний поэт Тим Райс, появилась в музыкальных магазинах в октябре 1970 года.
ТИМ РАЙС И ЭНДРЮ ЛЛОЙД УЭББЕР
До этого молодые авторы планировали написать мюзикл о царе Давиде. В тексте была строчка «Samuel, Samuel, this is the first book of Samuel», которая впоследствии превратилась в строчку: «Jesus Christ, Jesus Christ, who are you? What have you sacrificed?».
Во время написания либретто Тим Райс использовал не сам текст Евангелие, а книгу «Жизнь Христа» католического священника и телеведущего Фултона Шина. Выстраивая сюжетную линию на событиях Страстной недели, Райс постарался сделать своих героев максимально реальными людьми с живыми эмоциями.
В одном из интервью создатели "Jesus Christ — Superstar"признавались: «Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения, а скорее к тому, чтобы задать вопросы»
Эндрю Ллойд Уэббер настаивал, что в опере должна быть сцена воскрешения Иисуса, а Тим Райс считал, что всё должно окончиться трагично. В итоге воскрешение не вошло.Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.
Изначально рок-опера должна была называться лаконичней — "Jesus Christ", но Тим Райс чувствовал, что чего-то не хватает. Подсказку ему дал газетный заголовок: «Том Джонс — мировая суперзвезда». Так в названии появилось третье слово.
Уэббер и Райс часть материала, использованного в рок-опере, написали раньше. Например, основой для «Песни Ирода» («Herod's Song») стала композиция, сочинённая ими для британской участницы «Евровидения-1969» Лилу. Тогда она называлась «Try It And See», и имела совершенно другой текст.
«Try it and see,
Won't you try it with me? I'll be happy all my life If only you would be my wife»«Попробуй это и посмотри,
Хочешь попробовать это со мной? Я буду счастлив на всю жизнь, Если только ты будешь моей женой»Тим Райс иронизировал позже, что песня не победила в конкурсе, так как «не была достаточно тупой».
В качестве "сингла" эту песню записала итальянская певица Рита Павоне. В окончательный вариант рок-оперы "Jesus Christ — Superstar" были включены и другие переделанные композиции. Так, музыка для «I Don't Know How to Love Him» (партия Марии Магдалены) была написана Эндрю Ллойд Уэббером ещё в 1967 году и называлась «Kansas Morning».
Уэббер и Райс приняли весьма нестандартное решение — записать сначала концептуальный студийный альбом, и только потом с его помощью пробить своему творению в качестве мюзикла дорогу и на вожделенную театральную сцену. Вот как вспоминал об этом Тим Райс: "Работая над пластинкой, мы сократили и осовременили текст. Музыка получилась более роковой и более энергичной, в гораздо большей степени нацеленная на молодежную аудиторию. Все это дала нам пластинка. Поначалу мы этого не осознавали, так как Эндрю писал ее с расчетом не на альбом, а на театр. Но так получилось даже лучше, еще до постановки мы получили огромное паблисити, и, когда, наконец, добрались до сцены, все участники уже прекрасно знали и текст, и музыку".
ТИМ РАЙС И ЭНДРЮ ЛЛОЙД УЭББЕР во время работы над рок-оперой
В записи рок-оперы "Jesus Christ — Superstar" приняли участие более тридцати музыкантов-инструменталистов. Так наряду с рок-группой "Grease Band", которая на тот момент аккомпанировала певцу Джо Кокеру, была задействована и большая духовая группа. Аранжировка предусматривал использование труб, флейт, тромбонов, фаготов и гобоев. Сам Эндрю Ллойд Уэббер записал фортепианные партии и играл на только появившемся и осень популярном тогда синтезаторе "Moog".
К записи многочисленных массовых сцен были привлечены три хоровые группы, в том числе и один детский хор.
УЧАСТВОВАВШИЕ В ЗАПИСИ МУЗЫКАНТЫ:
Брюс Роуленд — ударные, перкуссия
Алан Спеннер — бас-гитара Генри Маккалоч — гитара Нил Хааббард — гитара Питер Робинсон — клавишныеНорман Кэйв, Карт Дженкинс (фортепиано), Мик Уиввер (фортепиано, орган), Джон Маршалл (ударные), Крис Спэддинг, Стив Вон, Луис Стюарт, Клайв Хайдс (гитара), Питер Морган, Алан Вэйхолл, Джефф Клайн (басс-гитара), Аллан Доггет (синтезатор "Moog"), Джозеф Кастальдини, Энтони Брук (фагот), Ян Херберт (кларнет), Брайан Уоррен, Крис Тэйлор (флейта), Билл Ле Саг (перкуссия), Джон Бёрдон, Джеймс Браун, OBE, Дуглас Мур, Эндрю МакГэйвен, Джим Бак-старший , Джим Бак-джуниор (валторна), Лэс Кондон, Ян Хамер, Кенни Уиллер, Гарольд Бэккет (труба), Кит Кристи, Прэнк Джонс, Энтони Мур (тромбон).
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ ВОКАЛЬНЫХ ПАРТИЙ:
Ян Гиллан — Иисус Христос
Мюррей Хэд — Иуда Искариот Ивонн Эллиман — Мария Магдалина Пол Рэйвен — Священник Виктор Брокс — Первосвященник Каиафа Анна — Брайан Кейт Джон Густафсон — Симон ЗилотБрайан Дэннен — Понтий Пилат Эннэт Брокс — Девушка у костраИвонн Эллиман, записавшую впоследствии партию Марии Магдалины, Эндрю Ллойд Уэббер увидел в одном из лондонских клубов, где 17-летняя американка гавайского происхождения пела и аккомпанировала себе на гитаре. "Все, что мне нужно для Марии Магдалины, — прямо передо мной", — восторженно кричал он в телефонную трубку своему напарнику Тиму Райсу прямо из клуба. Когда неизвестный в те времена Эндрю Ллойд Уэббер предложил девушке спеть в его рок-опере, она лишь посмеялась, будучи уверенной в том, что юноша просто пьян. На следующий день, воодушевленный и полный решимостью композитор, взял своего друга и они вместе отправились в клуб уговаривать певицу. И только тогда
Ивонн Эллиман дала своё согласие на участие. При подписании контракта на запись альбома рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» Ивонн было предложено два варианта гонорара: либо фиксированная плата, либо проценты, осуществляемые с продаж пластинки. В итоге, посоветовавшись с подругой, которая была уверена, в том, что этот альбом никому не будет нужен («Ну, кто будет покупать эту ерунду?») , певица выбрала первый первый вариант: фиксированную плату. И, к своему сожалению, прогадала, ведь после выхода альбома он в кратчайшие сроки достиг максимальных позиций в продажах. В результате Ивонн Эллиман недополучила большие деньги, ведь только в США альбом моментально возглавил списки самых продаваемых грампластинок. Спустя несколько лет она всё же подала в суд и отсудила собственный гонорар. В отличие от остальных, она сыграла Марию Магдалину не только в бродвейском мюзикле, но и в фильме Нормана Джуисона по этой опере.ИВОНН ЭЛЛИМАН
Среди исполнителей вокальных партий под псевдонимом Пол Рейвен оказался с тогда еще никому не известный Пол Френсис Гэдд… В недалёком будущем он станет всемирноизвестной поп-звездой, а затем, в конце 90-ых, оскандалившийся и осужденный как педофил Гэри Глиттер исчезнет с музыкального небосклона.
ПОЛ РЕЙВЕН
Исполнитель партии Иуды Мюррей Хэд на момент записи рок-оперы "Jesus Christ — Superstar" был отмечен лишь тем, что принял участие в съёмках фильма "The Family Way" (1966), музыку к которому написали Пол Маккартни и звукорежиссёр Джордж Мартин.
Мюррей Хэд
К Виктору Броксу, записавшему вокальную партию Первосвященника Каиафы, успех, как и ко многим другим, придёт несколько позже. И хотя на его счету сотрудничество с Джимми Хендриксом, Эриком Клэптоном, Ричи Блэкмором и многими другими, Виктор Брокс известен прежде всего как один из участников записи "Jesus Christ — Superstar".
Виктор Брокс
Бас-гитарист Джон Густафсон (партия Симона Зилота) имел немалый музыкальный опыт. Он играл в группах "The Big Three" и "The Merseybeat", но по-настоящему известным в качестве музыканта Джон Густафсон станет лишь после выхода альбома "Jesus Christ — Superstar". Позже он будет сотрудничать с Роджером Гловером, входить в группу Яна Гиллана, с его участием "Roxy Music" записали свои лучшие альбомы.
Джон Густафсон
Исполнитель партии Понтия Пилата Барри Деннен ранее принимал участие в постановке мюзикла "Кабаре", тесно сотрудничал с Мюррей Хэдом и, по его собственным словам, внёс свой большой вклад в становление Барбры Стрейзанд.
Барри Деннен
Чернокожая певица Аннет Брокс ( девичья фамилия Рейс) , жена Виктора Брокса, записала небольшую вокальную партию Девушки у костра. В 1974 году запишет с мужем совместный альбом, на чём её карьера как певицы закончится.
Аннет Брокс
Американский певец Пол Дэвис (партия Апостола Петра), помимо своего участия в записи "Jesus Christ — Superstar", другими сколь-нибудь значимыми успехами на музыкальном поприще похвастать не смог, хотя и пользовался на родине некоторым успехом.
Пол Дэвис
Исполнителя главной партии Иисуса Христа Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс приметили ещё в сентябре 1969 года в "Ройал Альберт-холле", когда оказались на одной из репетиций "Deep Purple", готовившихся к живому выступлению с Королевским филармоническим оркестром. К этому моменту Ян Гиллан только-только присоединился к группе. Позже авторы позвонили Гиллану, пригласив его исполнить партию Иисуса Христа. Тот без промедления согласился. Все свои партии Гиллан записал за один студийный день!
Ян Гиллан
Пожалуй, единственным из солистов с наиболее заметной рок-репутацией был исполнитель роли Царя Ирода — бывший вокалист группы "Manfred Mann" Майк д'Або.
Майк д'Або
Ещё во время написания рок-оперы многие газеты и журналы уже пытались порассуждать относительно кандидатов на роль главных исполнителей. Одной из таких фигур, по мнению желтой прессы, рассматривался и Джон Леннон. Тогда его представители объявили, что мистер Леннон даст своё согласие только в том случае, если его супруга Йоко Оно будет исполнять партию Марии Магдалины. Все слухи были моментально опровергнуты самими авторами.
ДРУГИЕ ПЕВЦЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ:
Пэт Арннольд, Тони Эштон, Питер БомФитер, Мэдедин Бэлл, Брайан Бэннет, Лесли Дункан, Кей Гарнер, Барбара Кей, Нил Ланкастер, Алан О Даффи, Тим Райс, Сифилд Ст. Джордж, Терри Сандерс, Сью и Онни, Эндрю Ллойд Уэббер, хор под руководством Джеффри Митчела, детский хор пол управлением Аллана Доггетти, группа певцов из Тринидада под руководством Хорэйс Лэймс.
Запись пластинки шла уже полным ходом, когда звукозаписывающая компания "Decca" решила в ноябре 1969 года выпустить сингл — пилот с композицией "Superstar", в которой уже покончивший с собой Иуда горько сокрушающегося о том, что Христос мог, по его мнению, добиться куда большего. Сингл в исполнении Мюррея Хэда попал в топ-100 американского издания "Billboard" и разогрел огромный интерес к будущему полноценному релизу.
Однако ждать его пришлось еще почти год. 87-минутный двойной альбом с прекрасно иллюстрированным 28-страничным вкладышем с полным текстом либретто вышел в октябре 1970 года.
Как ни странно, в США "Jesus Christ — Superstar" имел куда больший успех, нежели в Британии, где пластинка не сумела подняться выше шестого места. Быть может, причина относительного неуспеха была в отсутствии радиоэфира: BBC сочла оперу "кощунственной" и запретила трансляцию ее на своих волнах.. А вот в начале 1971 года в Америке рок-опера возглавила альбомные чарты "Billboard".
Опера заканчивается инструментальной композицией, озаглавленной «John 19:41», то есть «Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 41». Стих этот звучит так:
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен».
Тим Райс: «Лично я не считаю Иисуса богом. В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос остаётся открытым».
Еще в 1971 году радио Ватикана передало полную запись альбома — все 87 минут — сопроводив ее интервью с Уэббером и Райсом. "Ничего подобного на наших волнах до сих пор не звучало, — сказал перед началом программы диктор, — но мы считаем этот альбом работой значительной важности".
ТИМ РАЙС И ЭНДРЮ ЛЛОЙД УЭББЕР С "ЗОЛОТЫМИ" ДИСКАМИ
Рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» ("Jesus Christ — Superstar") и сейчас, спустя более полувека, является одной из непоколебимой вершин молодёжной культуры 70-ых годов и мировой музыки!
Все фотографии публикации взяты из открытого доступа.
ПРИЗНАТЕЛЕН ВСЕМ, КТО ДОЧИТАЛ СТАТЬЮ ДО КОНЦА! ВСЕМ ВСЕГО САМОГО НАИЛУЧШЕГО И ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!