3 марта 1974 года концертом в Детройте британская рок-группа "Deep Purple" , только-только выпустившая альбом "BURN" в обновлённом составе, начала американское турне. Напряженный график гастролей подвинул менеджмент группы с многомиллионными доходами к решению провести турне с ещё большей, чем прежде, помпой. Для этого был арендован "Боинг-720", который получил имя "Звездный корабль" ("Starship I ). "Боинг-720" на тот момент считался самым комфортабельным частным самолетом в мире. За его месячную аренду "Deep Purple" выложили $127 000.
Американские гастроли "Deep Purple" должны были закончится 6 апреля 1974 года в Калифорнии выступлением на огромном рок-фестивале "California Jam".
Помимо самих "Deep Purple", хэд-лайнерами фестиваля были музыканты из "Emerson, Lake & Palmer". На "Ontario Motor Speedway ", расположенного недалеко от Лос-Анджелеса,также выступали группы "Eagles", "Black Sabbath", "Seals & Crofts", "Black Oak Arkansas", "Rare Earth" и "Earth, Wind & Fire". По официальным данным, на фестиваль было продано более двухсот пятидесяти тысяч билетов.
Американская телекомпания "ABC" снимала весь фестиваль без перерыва.
Музыкальные фестивали такого масштаба всегда сопряжены с большой технической проблемой. Каждый коллектив приезжает со своей аппаратурой, и перед тем как выступать, музыкантам необходимо расставить аппаратуру на сцене, настроить инструменты… Этот процесс, в котором принимают участие сами музыканты и технический персонал, обычно занимает часа полтора. Чтобы избежать подобных длительных перерывов, которые могли обернуться беспорядками со стороны нетерпеливых слушателей, организаторы фестиваля оборудовали три сценические площадки, которые передвигались по рельсам. Пока на одной из них кто-то выступает, в это время на другой только готовятся предстать перед публикой , а на третьей разбирают аппаратуру…
Будучи "гвоздём программы", "Deep Purple" запланировали свой выход в самом конце фестиваля, на закате солнца, что и было записано в договоре. Блэкмор, Лорд и Пэйс, уже имевшие немалый опыт работы на подобных мероприятиях, были уверены, что лучше всего выходить на сцену последними. Музыканты хотели максимально совместить сценический и природный эффекты на глазах разгоряченной публики.
Но случилось всё не так, как планировали "Deep Purple", которые по условиям контракта должны были выйти на сцену на закате. Однако фестиваль шёл с опережением графика, и распорядитель сцены уведомил "Deep Purple" о том, что они должны выходить на сцену раньше обозначенного ранее времени. К ужасу организаторов, Блэкмор заявил, что на сцене не появится. Группу попытались заставить выйти на сцену, дав две минуты на размышления. Ричи всячески тянул время, вплоть до того, что более получаса скрывался в запертой гримёрной комнате… Представители "Уорнер Бразерс"пригрозили группе огромной неустойкой и намекнули на возможные последствия: «Вы понимаете, с кем связываетесь?». Однако эти угрозы не возымели действия и Блэкмор вновь отказался, заявив: «Плевать на деньги, это дело принципа!». Взбешённый поведением несговорчивого англичанина, один из руководителей фестиваля гневно крикнул: «Тогда вы отправитесь в ад!».
Главный оператор и звукорежиссер были в панике, ведь до начала выступления "Deep Purple" осталось всего лишь шестьдесят секунд… Всё смешалось: люди и гитары, провода и микрофоны, телекамеры и колонки… Ситуация явно вышла из-под контроля, казалось, всё закончится настоящей катастрофой! Прошло сорок пять минут, и терпение зрителей уже подходило к концу. Заканчивалось терпение и у организаторов фестиваля… И вдруг на сцену выскочил Оззи Хоп, один из помощников "Deep Purple", и в микрофон выкрикнул одну лишь фразу: "А не хотите ли вы услышать своими ушами группу "Deep Purple"?" В ответ прозвучало многотысячное: "О-о-о-о! Yes!!!"
И когда живописное калифорнийское солнце скрылось за горизонтом, на сцену выбежали Ричи Блэкмор, Джон Лорд, Ян Пэйс, Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз!
На сцене были расставлены четыре телекамеры компании "ABC"… Менеджеры на ходу предупредили своих кинооператоров о том, что ни в коем случае не следует приближаться к Ричи Блэкмору и загораживать его от бушующей публики. Было понятно, что "человек в чёрном" не любит, когда что-то идёт не по его плану,
и в этом случае может быть непредсказуем.И вот под рёв заждавшейся публики началось выступление"Deep Purple" , во время которого исполнялся материал из последнего альбома «Burn», а также вещи из репертуара прежнего состава группы.
До поры до времени всё шло нормально… но вдруг один из операторов в поисках лучшего ракурса стал постепенно приближаться к Блэкмору, который постоянно перемещался по сцене. Оператор, забыв о предупреждениях руководства, стал подходить к гитаристу все ближе и ближе. И тут Ричи не выдержал и несколько раз ударил грифом гитары по объективу камеры. Дорогая линза дала трещину… Дальше — больше!
Наплевав на строжайшие правила противопожарной безопасности, взбешённый Ричи Блэкмор потребовал одного из рабочих сцены облить всё вокруг бензином во время исполнения последней песни «Space Truckin`», после чего он сам всё поджёг. Раздались два взрыва, одним из которых Ричи чуть было не сбило с ног, его волосы загорелись…
Прибежали полицейские, пожарные! Все, находившиеся за сценой, кричали, требуя прекратить этот вандализм. Менеджеры "Deep Purple" Тони Эдвардс и Джон Колетта как могли призывали своих "разошедшихся" подопечных к порядку… А Ричи Блэкмор, сбив огонь у себя на голове, собирал обгоревшие остатки аппаратуры, видимо, радуясь, что и на этот раз, как и планировалось, им удалось выступить последними.
Разъярённый Джон Колетта подскочил к Ричи, схватил его за шиворот, уволок с "места боя" и буквально впихнул в одну из машин, которая моментально рванула к вертолёту… На нём Ричи с другими музыкантами группы был доставлен к арендованному "Старшипу".
За "Deep Purple" тут же, включив мигалки и сирены, полетела полицейская машина. В аэропорту обескураженный пилот "Боинга -720" взлететь категорически отказался. Колетта неистово кричал, пригрозил пилоту, что он не получит и цента. Это стало весомым аргументом, и "Боинг" с "Deep Purple" на борту взлетел как раз в тот момент, когда полицейские уже бежали по взлетной полосе к самолету, где Ричи выслушивал в свой адрес много "интересного". По воспоминаниям самого Джона Колетты, ему казалось в то время, что Ричи его просто не слушал!
Оказавшись в соседнем штате, Ричи Блэкмор, как и все его коллеги по группе, был в безопасности.
Но уже на следующий день в адрес менеджеров "Deep Purple" посыпался бесчисленный поток угрожающих телеграмм и писем, денежных счетов и требований о возмещении причинённого материального и морального ущерба. Так, тот самый несчастный кинооператор был настолько потрясён произошедшим, что по своей инициативе уволился с работы и дал себе слово больше никогда к телекамере не подходить. Через несколько недель страсти поулеглись, "Deep Purple" заплатили всего лишь $ 5 000 за починку телекамеры и небольшую денежную компенсацию рабочему сцены, который заявил, что от взрыва, "устроенного мистером Блэкмором", он оглох на одно ухо. Также "Deep Purple" заплатили неустойку группе "Emerson, Lake & Palmer", которая из-за Ричи Блэкмора лишилась исторической возможности выступить на "California Jam".
Дэвид Ковердэйл : « Это не было запланированной частью представления – мочить мужика с камерой. Ричи играет свои исполненные высокого смысла мелодичные пассажи, а оператор жалуется на неудачный ракурс…»
Ричи Блэкмор : «Я не сторонник насилия, но в тот вечер я был просто неистовым».
Однако из всех этих "драматических" происшествий американская телекомпания "AВC" тоже извлекла весьма немалую прибыль. Снятый на пленку "вандализм Блэкмора", сопровождавшийся парой взрывами, вызвал у зрителей изумление, восторг и взрыв аплодисментов. И всё это принесло телекомпании многие и многие миллионы долларов!
Гленн Хьюз : "California Jam" был просто грандиозен. Это был великий момент для всех нас».
Шел 1974 год… Для сорокапятилетнего менеджера группы Джона Колетты "калифорнийские гастроли" стали последней каплей, переполнившей чашу его терпения. После этого он практически забросил дела группы, предпочитая отсиживаться в своей лондонской штаб-квартире и заниматься бумажной работой.
Спустя годы, Колетта признается, что именно тогда он пришёл к мысли, что так был сделан первый шаг к распаду "Deep Purple".
В заключении, уважаемые читатели и любители музыки, хочу поблагодарить вас за внимание к моим публикациям!
А САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ ВАМ И ВЕРЫ В ЛУЧШЕЕ!