20 лет назад, 29 ноября 2001 года, не стало Джорджа Харрисона…. Самый молчаливый из легендарной "ливерпульской четвёрки" последние годы тяжело болел, однако смерть всегда неожиданна… Особенно для близких людей.
Сегодня, друзья, предлагаю вашему вниманию репортаж о жизни вдовы Джорджа Харрисона… Он был опубликован 29 января 2005 года в одном из самых популярных британских изданий "The Daily Telegraph". Оливия Харрисон благосклонно ответила на ряд вопросов журналиста…
Вдова Джорджа Харрисона Оливия давно уже не носит обручального кольца. Первые три года после смерти Джорджа она каждое утро надевала его, чтобы чувствовать близость к своему любимому Джорджу.
«Я ношу его здесь», — говорит она, показывая на указательный палец левой руки. «А Джордж носил свое кольцо на правой руке, на среднем пальце" .
На шее у неё ожерелье, индусский символ, означающий единое целое.
Слегка касаясь его, Оливия объясняет, что оно означает «всё»: энергию, созидающую, поддерживающую наши жизненные силы и, в конечном итоге, убивающую нас. Это ожерелье ярко блестит на её оливковой коже.
Также как и у ее мужа, у Оливии духовные чувства очень глубоки и во многом сформировались под влиянием религиозных учений Востока. Кроме того она верит в реинкарнацию, и эта вера давала ей силы пережить те трудные времена, которые настали после того, как в 1997 году у Джорджа был обнаружен рак. Она была рядом с ним всегда: когда он лечился в Швейцарии, в Нью-Йорке и, наконец, в Лос-Анджелесе, где и умер в ноябре 2001 года.
Двумя годами ранее Оливия спасла ему жизнь, когда в их особняк на Henly-Оn-Thames проник посторонний, который ножом несколько раз успел ранить Джорджа ещё до того, как Оливии удалось обезоружить преступника.
Однако когда рак поразил не только горло, но мозг и легкие, даже отважная Оливия, безумно любившая Джорджа, оказалась беспомощной.
«Понимаете, Джордж хотел оставить свое тело с помощью своего сознания, и это было смыслом его жизни. Это высшая цель медитации, это высшая цель духовной деятельности», — говорит Оливия. «Он часто повторял: «Нельзя вспоминать о Боге только в конце жизни». То, о чём вы думаете на протяжении всей своей жизни, о том вы будете думать, когда будете умирать. Он говорил мне: «Я не хочу думать о том, выгулял ли я кошку».
Период её уединения и одиночества, который последовал после смерти Джорджа, теперь уже позади… Сейчас Оливия чувствует себя более позитивно, во многом благодаря тому, что она всё ещё ощущает глубокую связь со своим мужем.
«У нас до сих пор с ним близкие отношения, только теперь они не физические. И чем раньше ты это поймёшь, тем легче тебе будет….легче думать так, нежели: Джордж ушёл и никогда не вернётся. Сложно говорить об этом, потому что люди могут подумать, что… Я не знаю, приходилось ли вам расставаться с кем-то, кого вы очень любили… Понимаете, вы чувствуете связь с ними, потому что глубоко в сердце убеждены, что если вы произнесёте молитву, то они её обязательно услышат».
Оливия рассказывает, как незадолго до конца, когда её муж уже знал, что умрёт, он успокаивал её, говоря: «Оливия, всё будет хорошо, всё будет хорошо». Но хорошо ли ей сейчас?
«Хорошо» — это неплохо, но ведь всё не так уж хорошо, правда? Но Джордж был прав, со мной всё в порядке, всё хорошо, хотя я буду скучать по нему до дня своей смерти. Он прошёл по своей дороге, теперь я должна пройти по своей».
Теперь эта дорога ведёт к небольшому белому дому в Найтсбридж, где Оливия работает над тем, чтобы память о её супруге оставалась в сердцах людей. Она занимается этим не из-за денег ( по завещанию Джордж оставил ей 99 миллионов ), просто ей необходимо этим заниматься.
Хотя искусно декорированная комната является скорее рабочим кабинетом, нежели неким подобием храма, кажется странным, что всё ещё оплакивающая мужа Оливия работает в такой атмосфере, где дух Джорджа, кажется, повсюду. Десятки экземпляров его автобиографии стоят на застеклённых полках, множество глянцевых фотографий Джорджа лежат на её столе, его награды стоят на каминной полке, а музыка звучит отовсюду. Появляется Дхани, точная копия своего обаятельного отца, чтобы поприветствовать нас. Всё должно пройти, но правда ли, что этот период траура продолжается дольше обычного? «Не совсем, — говорит Оливия, — даже наоборот».
«О, нет, незачем постоянно пребывать в печали; я думаю, лучше набраться сил и пройти через всё это. На самом деле я сама себя немного мучаю, потому что люблю слушать его голос, люблю смотреть наше домашнее видео, люблю слушать его музыку и читать о нем. Половину своей жизни, каждый день я слышала его голос, поэтому, мне кажется странным не слышать его теперь».
На столе перед нами лежит замечательная книга «Concert For George», которая напомнит нам о концерте памяти Джорджа, состоявшемся в 2002году в "Альберт–Холле". Эрик Клэптон, Ринго Старр, Пол Маккартни, Рави Шанкар – вот лишь одни из друзей Джорджа, которые приняли участие в этом концерте, организованном спустя ровно год после смерти Харрисона.
Эрик Клэптон надеется, что они вновь проведут подобный концерт спустя некоторое время, но у Оливии пока что нет никаких конкретных планов на этот счёт.
Она садится в кожаное кресло, надевает очки и мы начинаем листать книгу. «У Джорджа было много друзей, — говорит его вдова, — но он не всегда понимал, с какой нежностью к нему все относились. Он говорил иногда: «Да, любовь здесь повсюду». А иногда он пребывал в своём собственном мире, и толком не понимал, что происходит».
У Джорджа была репутация молчаливого затворника, однако все его близкие, по мнению Оливии, могут сказать, что это не так. «Он был очень добрым и открытым человеком, более терпеливо относился к людям, чем я. Он притягивал к себе людей, словно рыбак, ловящий в сети рыбу. Если мы собирались отправиться куда-нибудь на выходные, то с нами непременно ехали все наши друзья. Если мы устраивали праздничный ужин, то, опять-таки, приходили все. Его знаком зодиака были Рыбы, поэтому он «плавал в кругу своих единомышленников».
Многие считают что вторая жена Джорджа Харрисона (до неё он был в браке с Патти Бойд ) оказывала благотворное влияние на его жизнь.
«Я просто дала ему возможность жить хорошей семейной жизнью и родила ему сына. Если он говорил, что я его умиротворяла, то, наверное, так оно и было. Я говорила ему «to cheer down» (чтобы взбодриться), а не «cheer up» (чтобы поднять настроение).
Сегодня Оливия одета в деловом стиле: на ней обычные брюки и простенький свитер. «Неописуемый наряд», — любезно замечает она. У неё блестящие тёмные волосы, привлекательное интеллигентное лицо; чувствуется, что она говорит искренне и от чистого сердца. Лёгкий американский акцент – лишь это напоминает о её калифорнийском воспитании, о тех временах, когда ей было 23 года и она работала секретарем в звукозаписывающей компании Джорджа Харрисона в Лос-Анджелесе.
Её дедушка и бабушка иммигрировали из Мексики и занимались выращиванием зерновых культур в своем саду. Также как и Харрисон, отец которого был водителем автобуса, она выросла в рабочей семье: её мать была швеёй, а отец работал в химчистке.
Она опровергает сделанное Марком Шапиро в недавно вышедшей неофициальной биографии Харрисона «Behind Sad Eyes» предположение о том, что после их встречи с Джорджем на вечеринке в 1974 году, он дал задание детективам «проверить» её, прежде чем они начали встречаться. Такое предположение основывалось на том факте, что Джордж был разгневан тем, что Патти Бойд оставила его ради Эрика Клэптона, а потом и вышла за него замуж.
«Это забавно. Но это слишком невероятно, чтобы быть правдой. Джордж никогда не стал бы так делать. Он сказал своему другу: «Иди-ка, присмотрись к ней». Он и не думал «следить» за мной, как утверждает тот писатель. Он просто флиртовал!»
На протяжении 23 лет совместной жизни, Харрисоны жили спокойной жизнью, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания, за исключением разве что благотворительных целей – например, что касается "Romanian Angel Appeal", благотворительной программы помощи сиротам…
Они тихо жили в своём доме в гораздо более скромных условиях, чем тех, о которых часто пишут в прессе.
«Да, мне до сих пор попадаются статьи, в которых утверждается, будто бы мы живём в особняке со 120 комнатами. Как, интересно, вообще у кого-нибудь может быть 120 комнат? А однажды кто-то спросил меня, правда ли, что у нас вырыты подземные тоннели, чтобы мы могли убежать по ним к реке. Нет, у нас их нет. Это просто невероятно».
В 1999 году дом Харрисонов появился в заголовках новостей, когда психически неуравновешенный преступник поздним вечером проник в их дом и десять раз ударил Харрисона ножом, прежде чем Оливия обезоружила его с помощью кочерги и лампы.
«Было страшно. До сих пор помню, как всё было, каждую секунду. Я была испугана, но это одно из тех событий, про которые я с уверенностью могу сказать, что никогда не забуду их. Это было ужасно».
Интересно, задавалась ли она когда-нибудь вопросом, почему "The Beatles" притягивали к себе так много плохих людей, не волновало ли её это?"
«Ну, мы также привлекательны и для многих хороших людей. Не судите о всех по некоторым. И это касается не только "The Beatles"… В конце-концов, можно сказать, что "The Beatles" были более привлекательны для хороших людей, чем для плохих».
Сегодня Оливия Харрисон идёт по своему долгому и извилистому пути, но это путешествие она совершает не в одиночку. Она поддерживает свои силы, слушая голос своего мужа. По её словам, её любимая песня Джорджа Харрисона – это «Run Of The Mill», в которой ставится вопрос: как высоко вы можете прыгнуть? Именно этим вопросом она задаётся сейчас, хотя она твёрдо знает, что её супруг до сих пор с ней, «в том или ином воплощении», и что их счастливый брак продолжается.
«Не знаю, известен ли кому-нибудь секрет такой продолжительной супружеской жизни, как наша, но у нас у обоих была большая цель, которая заключалась в достижении духовных вершин, и я думаю, это и есть ответ. Когда вы стремитесь к достижению большой цели в жизни, всё остальное кажется вам более лёгким».
Сейчас вдове Джорджа Харрисона уже за 70. Она иногда продюсирует фильмы и по-прежнему занимается благотворительной деятельностью, сотрудничает со знаменитым режиссером Мартином Скорсезе. Её документальные фильмы о творчестве мужа заслужили самые высокие награды в сфере музыки и телевидения.