Сперва несколько слов о телевизионном сериале «Вертинский». Не скажу ни хороших, ни плохих слов. Авдотья Смирнова – женщина взрослая, состоявшаяся и самобытная. Вот, видится ей Александр Вертинским таким, каким он показан в сериале, и ничего с этим уже не поделать. Сериал, в принципе, не плохой, но я бы (если бы, понятное дело, доверили), снимал бы его совсем по-другому. И музыкального материала в нём было бы значительно больше. Да и женские роли играли бы совсем другие актрисы. Впрочем, на цвет и вкус, как известно, товарища нет. В любом случае – большое спасибо Авдотье Смирновой за поднятую тему и за трепетное отношение к творчеству Александра Николаевича…
Всё моё детство и большая часть юности прошли под песни Александра Вертинского. Тогда не было ни магнитофонов, ни Интернета. Но у моей бабушки, Анны Иосифовны, была под Ленинградом скромная дача, а на даче имелся старенький патефон и целая куча пластинок. Были там и песни в исполнении Петра Лещенка, и Фёдора Шаляпина, и Сергея Лемешева. Но больше всего было пластинок с записями Александра Николаевича Вертинского. Не скажу, что я знаком со всем-всем творчеством Вертинского, но с большей его частью – безусловно…
У нас в России людей, исполняющих песни собственного сочинения, принято называть авторами-исполнителями или же бардами. А на Западе – шансонье. И по мне – этот термин гораздо-гораздо точнее. Александр Вертинский – один из первых русских шансонье. И Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Градский, Александр Дольский, Юрий Визбор, Михаил Круг – все они были шансонье. Шансонье «по духу». И Сергей Трофимов с Олегом Митяевым, безусловно, шансонье. И Александр Розенбаум. И Александр Новиков…
А что же современные отечественные исполнители? Моему внуку недавно исполнилось двенадцать лет. Вполне себе разумный, любопытный и разносторонне-развитой мальчишка. И самой разной музыкой (сугубо в меру), увлекается. Вот, ему я и задал, предварительно прояснив ситуацию, следующий вопрос: — «Кого бы ты отнёс – из молодых отечественных исполнителей – к шансонье?». Часа три Петька размышлял, в затылке чесал, а потом ответил, что, мол Моргенштерна и Niletto….
Послушал я композиции обоих рекомендованных внуком исполнителей. С Моргенштерном, честно говоря, не задалось сразу. Ну, не пошло. Первую композицию еле-еле, скрипя зубами, только до половины дослушал. И со второй – та же история. Третью через тридцать секунд после начала прослушивания – отключил. Какая-то искусственность во всём этом ощущается. Не воспринимаю я господина Моргенштерна – как шансонье. Это, скорее всего, некий музыкально-финансовый «проект» и не более того…. А, вот, песни/композиции в исполнении шансонье Niletto мне (к большому удивлению), определённо понравились. И не только отдельные песни, но и песенные альбомы. И «Хентай», и «Голос черновиков», и «Юбилейный 30» …
Более того, у меня сложилось устойчивое впечатление (можете начинать швыряться в меня тапками), что между Александром Вертинским и Niletto есть нечто общее/схожее. Даже в сценических образах, которые — с первого взгляда — кажутся абсолютно разными. Похоже, что эти два шансонье, образно выражаясь, «одной крови». В любом случае, когда летом полечу с Камчатки на Большую землю в отпуск, обязательно посещу концерт Niletto. Чего и вам, мои трепетные дамы и мужественные господа, желаю и советую…