Россия – страна-изгой, Россия – страшный агрессор, ату её, ату! Во всём этом уже не первый год Запад пытается убедить весь мир и нас тоже. Кому нужна эта истерика, кто в ней заинтересован и чем она грозит? Как формируется на Западе ложное понятие героизма? Ответы на эти вопросы Никита Михалков попытался найти в новом выпуске программы «Бесогон».
Противопоставление Запада России – история многовековая, началась она ещё с той далёкой поры, когда о себе заявило Московское государство. Уже тогда западные пропагандисты – да-да, и во времена позднего Средневековья они уже были – в «летучих листках», жёлтой прессе того времени, убеждали: «русские дикари, а царь у них – так и вовсе ужас». Если и улыбался нам Запад – то только сквозь зубы, пытаясь укусить при любом удобном случае.
Страх и ненависть под пластмассовыми улыбками Пролетели столетия – и что изменилось? Да ничего. Всё так же Запад держит камень за пазухой. Не просто так в новом выпуске своей авторской программы, которую режиссёр назвал «Не буди лихо, пока тихо», Никита Сергеевич вспоминает недавнюю онлайн-встречу двух президентов, Владимира Путина и Джо Байдена, обращая внимание зрителей не на тему беседы – об этом было уже немало сказано и экспертами, и инсайдерами, – а на выражение лиц собеседников:
Вот один человек и вот другой человек.
У одного мы видим спокойствие, доброжелательную уверенность в своей правоте, а другое, как и многое у наших западных коллег, неестественное, голливудски наигранное. А что стояло за этой пластмассовой улыбкой «во весь протез», которую удерживал на лице Байден во время разговора, основными темами которого была Украина и вопросы расширения НАТО на восток? К примеру, вот это заявление главы альянса Йенса Столтенберга:
Отношения НАТО с Украиной будут устанавливаться 30 союзниками и Украиной, а не кем-либо другим. Россия не имеет права голоса и не имеет права устанавливать своё влияние и пытаться контролировать соседей.
Или ещё одно высказывание, которое предлагает послушать Михалков.
Несмотря на существующую дезинформацию, которую распространяет Россия, Украина не представляет угрозы и не ищет конфронтации с Россией, которая бы спровоцировала вторжение. Есть единственная угроза – Россия вновь стала проявлять агрессию против Украины. Я чётко выразил нашу глубокую обеспокоенность.
– это уже заявление Энтони Блинкена, с которым госсекретарь США выступил на пресс-конференции по итогам прошедших на полях СМИД ОБСЕ в Стокгольме переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым. К слову, в этом же выступлении Блинкен сообщил о «серьёзных последствиях за агрессию в отношении Украины», в том числе и экономических». «Думаю, что Москва очень хорошо знает о том, что возможно», – заключил глава Госдепа.
Оговорочки «по Фрейду» С точки зрения Никиты Михалкова, это всё напоминает «истерику не верящего в свои силы хулигана, который задирает тебя, а сам из-за угла ждёт, что придут свои и его выручат». Есть в этом какая-то ущербность, считает режиссёр.
Вот ещё несколько цитат. В бытность свою премьер-министром Британии Тереза Мэй заявила:
Аннексия Крыма Россией – первый случай со времён Второй мировой войны, когда одно суверенное государство насильственно отобрало территорию другого в Европе. С тех пор Россия подпитывала конфликт в Донбассе, неоднократно нарушала воздушное пространство ряда европейских стран, организовывала активную кампанию по кибершпионажу и внесению хаоса.
Сменивший Мэй на этом посту Борис Джонсон даже расширил список «преступлений» России:
После аннексии Крыма, вторжения в Донбасс, атаки на рейс MH17, хакерских взломов, попытки переворота в Черногории, сокрытия химического оружия в Сирии, взлома бундестага и вмешательства в выборы в мире стало слишком много стран, ощущающих пагубные действия России.
В словах британских лидеров прямо-таки сквозит странный страх перед «ужасной» Россией, при этом собственные прегрешения коллективный Запад вспоминать не желает. А ведь список-то получился бы ох какой внушительный… Но откуда страх? Чтобы понять причину, стоит вспомнить ещё одно выступление, на этот раз – министра обороны США Ллойда Остина:
Лучший для нас расклад: не допустить нападения Советского Союза на Украину.
Как говорится, «оговорочка по Фрейду». Самому господину Остину во время распада СССР было 38 лет, то есть уже в довольно осмысленном возрасте он жил под страхом мощи Советского Союза, а теперь и этот страх, и те привычные агрессивные заявления, которыми американцы подогревали себя во время холодной войны, переносятся на Россию, подметил Никита Михалков.
«Американская мечта» для всего мира А какие слова употребляются представителями Запада: сдержать, наказать, остановить. Словно родитель отчитывает набедокурившего подростка. Для американцев такой тон диктуется образом «Америки-полицейского», каким его внедрил в умы граждан Голливуд: полицейского в тёмных очках, в фуражке, со сцепленными за спиной руками, с широко расставленными ногами, с высоко поднятой головой.
Голливуд создал не только образ «американской мечты». Но и американского «героя – спасителя мира», на котором воспитывались граждане США. Не потому ли это произошло, что создавалась «фабрика грёз» не только частными инвесторами, но и при активном участии Пентагона, ЦРУ и американского правительства?
Михалков напомнил, что при поддержке Пентагона было создано более 1100 картин, а ЦРУ оказало помощь в создании более 60 фильмов и телешоу. И во всех этих фильмах и американская мечта, и американский гражданин, и американский солдат, и американская семья – это символ доброй силы, которая несёт в мир покой, мужество, мудрость, справедливость.
И я снимаю шляпу перед моими коллегами – американскими кинематографистами, которые сумели не только свой народ, но и практически весь мир убедить в том, что всё, что они говорят, – это правда. Они нашли форму, которая увлекает зрителя, подспудно внедряя в него содержание, которое в него нужно вложить,
– сказал Никита Сергеевич. Он уверен в том, что ради того, чтобы убедить во всём этом зрителей, создатели фильмов идут на любой подлог.
В качестве примера режиссёр привёл историческую военную драму «Падение чёрного ястреба» (2001 г). Фильм основан на реальном сражении в Могадишо (Сомали) в 1993 году. На самом деле это было фиаско американского командования, однако в фильме всё преподносится как величайшая победа и спасение американской армии от туземцев.
Это не просто художественный вымысел, подчеркнул Михалков, это намеренное и осознанное искажение исторической правды. Лента собрала в мировом прокате 172 миллиона долларов.
А представьте себе на секунду, что какой-нибудь сомалийский кинематографист захочет рассказать правду про эту историю, как это было на самом деле. Кто этот фильм увидит, какую кассу он получит? Может, ему «Оскара» присудят? Нет. Его не увидит никто. Если в 30-е годы Голливуд пытался помочь своему зрителю, развеселить его, вселить в него надежду на эту американскую мечту, то со временем, постепенно это переросло в абсолютную уверенность в своём превосходстве над всеми остальными. Справедливость, героизм, возможность совершать невероятные поступки – всё это было приватизировано Голливудом. И самое главное, Голливуд сумел в этом убедить не только своего зрителя, а всех остальных,
– уверен Михалков. И при помощи Голливуда и у американцев, и у мирового зрителя воспитали уверенность в том, что американская армия – самая мощная и справедливая в мире. Добавим: в этом они не только обывателей убедили, но и самих себя – политиков, военных чиновников и так далее.
«Герои» на чужой земле Режиссёр отметил ещё одну важную деталь: воюют американцы всегда с каким-то азиатами, африканцами, туземцами. А как они показывают в своих фильмах нацистов? Это всегда звери-немцы, которые, как правило, методично истребляют евреев. А есть ли фильмы, в которых показано, как гитлеровцы зверски уничтожали славянское население? Ни одного.
Американцев показывают героями, а возможен ли настоящий героизм, истинное самопожертвование в армии, которая всегда воевала на чужой территории? По мнению Никиты Михалкова, такого быть не может, потому что у людей не возникает ощущения оскорблённого самолюбия, униженной чести, они не видят разрушения всего, что было им дорого.
А если сравнить «героические» голливудские фильмы с нашими картинами о войне? Конечно, тягаться с техническими возможностями Голливуда непросто, – согласился Михалков. – Но в наших фильмах – потрясающая, берущая за душу правда. Да и многие, которые снимались в этих картинах, сами прошли через эту страшную войну, и они воевали у себя дома, за свой дом, за свою Родину. Не восполнят это лужи искусственной крови и тысячи убитых, из которых никого не жалко. Потому что есть настоящее, а есть ненастоящее. Только истинное страдание народа, только истинное чувство любви могли породить такую потрясающую литературу, такую потрясающую поэзию, такие потрясающие песни, которые были написаны во время Великой Отечественной войны и об этой войне. Вспомните «Тёмную ночь», «Вьётся в тесной печурке огонь». Вспомните стихи «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Вспомните «Жди меня». И всё это искренне, это всё – настоящее.
Убийство человека – страшный грех, говорит Никита Михалков. Но одно дело, когда ты убиваешь врага, спасая свою семью, свою страну, свой дом. А когда солдат убивает только за то, что человек не хочет жить по тем правилам, которые считают «хорошими» люди, «несущие демократию»? Откуда у американцев может появиться такой же, как у нас, генетический код?
В то время, когда наша страна переживала страшную трагедию, Голливуд снимал такие фильмы, как «Гордость янки» (1942 г.), «Лучшие ножки вперёд» (1943 г.). Мы тогда уже считались союзниками, а Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 года, когда уже было понятно, что Красная Армия безостановочно шла к победе. И союзникам надо было успеть к разделу «пирога», да и страшно было – вдруг Красная Армия не остановится в Берлине, а пойдёт дальше?
Ножи в спину от бывших союзников Тут стоит вспомнить слова будущего президента США Гарри Трумэна, сказанные им в 1941 году:
Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях.
А что произошло в 1945 году, когда СССР и западные союзники потеряли общего врага? В мемуарах Уинстон Черчилль так описывает сложившуюся весной 1945 года, перед капитуляцией Германии, ситуацию:
Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира. Надо немедленно создать фронт против её стремительного продвижения. Этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на Восток.
Чуть позднее сначала Британия втайне разрабатывает два плана под названием «Операция «Немыслимое» на случай военного конфликта между Британией и США с одной стороны и СССР – с другой. Фактически это был план третьей мировой войны, которая могла начаться уже 1 июня 1945 года. Немного позднее, в 1951 году, стал известен другой план, который вынашивал на тот момент уже бывший британский премьер: выставить СССР ультиматум, а в случае отказа Кремля выполнять требуемые условия «сбросим атомные бомбы на 20 или 30 городов».
Аналогичные планы строились и в США, причём на самом высоком уровне. Уже упомянутый Гарри Трумэн, став президентом, в 1947 году озвучил перед Конгрессом свою обширную программу по «спасению Европы от советской экспансии». Так зародилась политика «сдерживания» СССР.
В 1949 году Пентагон утвердил свой план Dropshot, который предусматривал сбрасывание на первом этапе 300 атомных по 50 килотонн и большого количества обычных бомб на 100 советских городов, из них 25 атомных бомб – на Москву, 22 – на Ленинград, 10 – на Свердловск, 8 – на Киев, 5 – на Днепропетровск, 2 – на Львов и так далее. Предполагалось, что внезапные бомбёжки начнутся 01.01.1957 года. Агрессивными всегда выставлялись мы, хотя те же американцы рассчитывали, что в результате массированной атомной и обычной бомбардировки погибнет около 60 млн жителей СССР. И это – только на первом этапе.
Чужое и гнусное: Моргенштерны и Ко К отношению к нам из-за рубежа мы привыкли. Но как быть с тем, что происходит у нас внутри, задаётся вопросом Никита Михалков. Как быть с таким явлением, как Моргенштерн, подписчиками которого являются 11 миллионов человек, в основном молодых людей, подростков, беснующихся на его выступлениях, повторяющих за своим кумиром всё самое гнусное?
А вот вы представляете себе, что эти 11 миллионов через 4–5 лет получат паспорт и будут голосовать на выборах в России, – предположил Михалков. – За кого они будут голосовать? Что за представления у них о том, что такое хорошо, а что такое плохо? Кого они выберут в президенты? А мы можем себе представить Моргенштерна или таких, как он, скажем, в рядах Российской Армии? Не можем.
А если бы в июне 41-го года кумирами нашей молодёжи были бы вот эти люди, которые, как Моргенштерн, говорят, что не понимают, зачем надо помнить и праздновать Победу – ведь она не наша. А чья? А если высказывания некоторых нынешних молодых «героев» Instagram или YouTube, заявляющих «зачем мне знать об этой войне, я не знаю, когда она была, мне это никогда не пригодится», соединить с тем образом, который создаётся русскими же актёрами в Голливуде? Все видели такие фильмы, где русские – страшные и безжалостные мафиози. Так какой собирательный образ может сформироваться у среднестатистического американца или европейца, посмотревшего всё это, задаётся вопросом Никита Михалков. Ответ вполне понятен.
И всё-таки большинство наших граждан не согласны жить по законам, к которым нас пытаются приучить по заданию западных кураторов и владельцев разнообразные издания-иноагенты – «Дождь»*, «Медуза»*, «Медиазона»* и так далее. Большинство не согласится ни с однополыми браками, ни с тем, что Дед Мороз гей, с отменой понятия мужчина и женщина, он и она. Мы с этим не соглашаемся, мы не хотим, чтобы всё это пришло к нам. Но нас, в том числе, и из-за этого называют страной-изгоем.
Вы понимаете, что изгоем может себя чувствовать человек или страна, если они позволяют считать себя изгоем, – не сомневается Михалков. – Но, когда речь идёт о России, о стране с гигантскими возможностями, с потрясающими ресурсами, с лесами, с пресной водой, о стране, породившей величайшую русскую литературу, русскую живопись, искусство, философию… Ребята, ну, вы только вдумайтесь, это мы изгои? Это мы изгои? Вы замерзаете без нашего газа, а изгои мы? И нам абсолютно не в чем оправдываться. Мы имеем полное право не объяснять, почему и как передвигаются наши войска на нашей территории. Это наше дело, а не ваше.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним, напомнил известную поговорку режиссёр, предлагая вспомнить смеющиеся лица наших солдат, взявших Берлин. Мы не можем быть изгоями, повторил Никита Сергеевич, мы никогда не будем изгоями, уверен он. И в заключение программы предложил послушать стихотворение, написанное болгарским поэтом Дончо Дончевым:
Не трогайте Россию, господа!
Ей больно и без вашего укора.
Она по части самооговора
Себе не знала равных никогда.
Не трогайте Россию, господа!
Что нужно вам, и сытым, и одетым,
От той страны, что, выручив полсвета,
Сегодня и печальна, и бедна.
Припомните, как вас она спасла
В годину разрушительных набегов.
И вот теперь не с вашего ли брега
Несётся равнодушная хула.
Не трогайте Россию, господа!
Теперь вы славословите правдивость.
Но слепо верить в вашу справедливость –
Занятие, достойное шута.
Россия не бывает неправа.
Уставшая то плакать, то молиться,
Она простит и вора, и блудницу.
Простит и вас за глупые слова.
Она простит, а мне до склона дней –
Стыдиться вас в смятении брезгливом
За то, что Русь по выкрикам визгливым
Узнает о Болгарии моей.
Не трогайте Россию, Господа!
Ведь вы её не знаете, невежды.
Великая терпеньем и надеждой,
Она иному миру не чета!
Не трогайте Россию, и она
И в этот раз уверенно и гордо
Без лишних фраз решит свои кроссворды,
Пречистою от зла ограждена.
Да вы её должны благодарить
Уже за то, что есть она на свете.
За то, что вам и вашим детям
Одну судьбу с её делить.
А коль помочь не можете – тогда
Изыдите, хотя бы не мешая.
Иначе за себя не отвечаю.
Не трогайте Россию, господа!!!