Цены на топливо во всем мире — это давно не экономика, а политика. Формирует эти цены не пресловутый рынок, а конкретные страны и лица, принимающие решения.
Далеко ходить не надо, как только Владимир Путин выступил в 2018 году за переход на газомоторное топливо, цены на газ пошли вверх.
Путин: нашим ведущим компаниям хочу также предложить принять участие в развитии рынка газомоторного топлива, более экологического топлива (особенно в индустриальных центрах России). Речь идет о создании современной инфраструктуры, сети заправочных станций, а также о переводе корпоративного, общественного и коммунального транспорта на сжиженный природный газ.
Результат не заставил себя ждать. Если в 2017 году газ в среднем стоил 15 руб./л, в 2018 — 16-17 руб./л, то в 2019 рванул до 24 руб./л., а в 2020 цена достигала 30 руб./л.
Впрочем, проблема не только в призывах президента срочно пересесть на газ. Наибольшее давление на внутренние цены на топливо традиционно оказывают спекулянты и бесконечный базар между странами-производителями и странами-потребителями нефти и газа, с некоторых пор это и политические интриги вокруг «Северного потока-2». Но главный парадокс в России — на фоне снижения уровня жизни населения — неустанное стремление правительства повышать налоги и акцизы. Об этом мало кто из чиновников говорит, но факт состоит в том, доля налогов в стоимости российского бензина составляет 69% (это НДПИ, НДД, НДС и акцизы). При этом, стоимость сырья составляет всего 12%, а торговая надбавка — 5%.
Источник: «Цены в России. 2020». Статистический сборник Росстата.
Для сравнения: в Германии доля налогов в цене бензина составляет 62% (это понятно, страна не добывает углеводороды); в США — 18%; в Казахстане — 10-15%.
Получается, что российские власти самые жадные. Когда они утверждают, что в росте цен виноваты предприниматели, в случае с топливом это, мягко говоря, враньё. О какой нормальной рыночной конкуренции может идти речь при таких налогах и фактической монополии на добычу?
Акциз на бензин появился в России ещё в 1994 году. С 2011 октановое число было заменено на класс экологической безопасности. С 1 января 2021 года бензин, не соответствующий классу 5, облагался акцизом по ставке 13 624 руб. за тонну, с 1 января 2022 — акциз вырастет до 14 169 руб., а с 2023 — до 14 736 руб. за тонну. Прибавим сюда акциз на автомобили и транспортный налог. Получаем — чистой воды двойное, а то и тройное налогообложение, которое, вроде как, у нас запрещено.
С 1 января 2022 года в России впервые вводятся акцизы на сжиженные углеводородные газы (СУГ), в том числе и на изрядно подорожавший в 2021 году пропан-бутан. Ранее СУГ акцизами не облагались. С 1 января 2022 года за тонну СУГ, направленного на переработку, придётся заплатить акциз 4 500 руб. Вроде мелочи, но именно эти мелочи провоцируют рост цен на всё подряд. Не надо быть экономистом, чтобы понимать, что цена топлива включается во все товары и услуги. Поэтому, когда чиновники делают вид, что "сдерживают" цены, это просто лапша для граждан. Повышение налогов и акцизов происходит регулярно и вполне сознательно.