В начале 70-ых американское трио "Grand Funk Railroad" во многом благодаря агрессивно-напористому менеджеру Терри Найту заставило говорить о себе как о весьма заметном явлении в мире рок-музыки.
В июне 1971-го года "Grand Funk Railroad" превзошли самих "The Beatles" по рекордной заполняемости нью-йоркской арены "Shea Stadium": все билеты на концерт группы из городка Флинт были распроданы за трое суток. За четыре неполных года существования были выпущены шесть студийных альбомов. Группа беспрестанно гастролировала по городам и весям Северной Америки, радуя музыкой молодёжную аудиторию и вызывая раздражение у старшего поколения.
"Grand Funk Railroad"
К 1972-ому году наметился серьёзный конфликт между музыкантами и менеджером Терри Найтом, чей стиль управления и проценты финансовых отчислений вызывали недовольство у членов группы. Видимо, не случайно, Марк Фарнер о нём как-то сказал: "Терри — хамелеон. Он мошенник, я ему не верю. Он на нас наживётся".
А между тем, продюсер и менеджер, Терри Найт, одно время был для "Grand Funk Railroad" и богом, и отцом в одном лице. Он обладал несомненным организаторским талантом, именно ему удалось "раскрутить" группу практически с нуля. Именно Найт дал группе название и вкладывал огромные деньги в рекламу каждого альбома… В 1970 году "Grand Funk Railroad" продали альбомов больше, чем любая другая группа в США, став одной из самых востребованных концертных групп и играя на одной сцене с такими "звездами", как "Cream" и "Led Zeppelin".
Терри Найт и "Grand Funk Railroad"
После выхода в 1972-ом году альбома "Phoenix", имевшим определённый успех, группа продолжала испытывать чувство неудовлетворенности от своего студийного звучания. По мнению музыкантов, требовался новый, опытный продюсер, способный придать коллективу новую энергетику. Сначала на эту роль рассматривалась фигура Энди Кавальере, а затем и Джона Истмана (отца Линды Маккартни). Но "Grand Funk Railroad" решили, что наилучшим выбором для них будет Тодд Рандгрен, снискавший к тому времени репутацию успешного музыканта и продюсера, на счету которого сотрудничество с Дженис Джоплин, Полом Баттерфилдом и группами "Badfinger" и "The Band".
Тодд Рандгрен
Однако уже после первой встречи с Рандгреном, музыканты "Grand Funk Railroad" чуть было не решили отказаться от самой мысли о совместной работе с "чудаковатым парнем из Пенсильвании". Когда Марк Фарнер, Мел Шачер, Дон Брюер и Крейг Фрост прилетели в Нью-Йорк, чтобы обсудить с Тоддом в общих чертах концепцию нового альбома, они сняли в одном из отелей номер и пригласили Рандгрена к себе. Когда тот появился, все буквально замерли от потрясения: на кандидате в продюсеры были красно-зелёные туфли на платформе высотой 10 см. Изумили "железнодорожников" и его длинные коричневые волосы с раскрашенными в розовый цвет прядями. Тодд выглядел совсем не таким, как ожидали его увидеть парни из "Grand Funk Railroad", которые на тот момент так и не смогли прийти к окончательному решению.
"Grand Funk Railroad" Craig Frost — organ, clavinet, moog, piano, mellotron, vocals, Mel Schacher — bass guitar, Don Brewer — drums, percussion, vocals. Mark Farner — guitar, harmonica, organ, vocals
Они колебались ровно до того момента, пока Рандгрен сам не прилетел к ним в Мичиган, чтобы ознакомиться с материалом для нового альбома. К этому времени "Grand Funk Railroad" подыскали помещение для репетиций, расположенным прямо в лесу. Благодаря усилиям музыкантов оно постепенно превратилось в полноценную студию. Когда Рандгрен приехал к ним на смотрины, парни представили ему свои новые песни. Всё это время Тодд, лежа на полу между двумя огромными колонками, внимательно прислушивался к каждому звуку. Когда всё стихло, Марк Фарнер подошел и смущённо спросил у Рандгрена: "Ну как?" "Хорошо. Нет, действительно хорошо. Я думаю, у нас что-нибудь получится,"- ответил Тодд. Поговаривают, будто, взявшись за продюсирование "Grand Funk", Рандгрен сказал: "Эта затея либо восстановит "звездный" статус "Grand Funk", либо похоронит мою карьеру."
10 июня 1973 года "Grand Funk Railroad" со всей своей обслуживающей командой и Тодд Рандгрен со своей подругой, моделью и актрисой Бебе Буэлль, заняли с дюжину номеров отеля "Playboy Plaza" в Майами-Бич, чтобы уже на следующий день приступить к записи нового альбома в местной "Criteria Studios".
Тодд Рандгрен со своей подругой, моделью и актрисой Бебе Буэлль
"Playboy Plaza" и "Criteria Studios"
Рандгрен сразу же взялся за саунд группы, придав ему отсутствовавший прежде профессиональный лоск и звуковую насыщенность. На этот раз куда более активное участие в студийной работе принял и Дон Брюэр, чьи барабаны зазвучали ещё ритмичнее и сочнее.
Альбом "We're An American Band" ("Мы — американская группа"), записанный на "Capitol Records" всего за две недели, вышел 15 июля 1973-го года и стал седьмой студийной работой "Grand Funk". Именно с этого альбома группа потеряла слово «Railroad» в своём названии, на что были причины юридического характера, связанные со сменой менеджмента и началом нового этапа в музыкальной карьере коллектива. Альбом "We're An American Band" быстро поднялся на первое место в списках «Billboard» и приобрёл статус "золотого" чуть более чем через месяц после выхода в свет. Многомиллионная армия поклонников группы и самые маститые рок-критики были единодушны: альбом "We're An American Band" получился на славу и теперь, видимо, навсегда останется лучшей студийной работой "Grand Funk Railroad".
Ставший своего рода гимном «концертной жизни» альбом был переиздан множество раз и входит в ТОП-200 "лучших рок-альбомов всех времён".
Даже Терри Найт вынужден был признать, что Рандгрену блестяще удалось справиться со звуковыми проблемами группы. Однако будучи верным себе, бывший менеджер "железнодорожников" не упустил возможности уколоть музыкантов, заявив в одном из интервью: "Grand Funk" всегда были неполноценными музыкантами. Они даже никогда не старались исправить это. По-моему, Тодд сделал именно то, что им было нужно и о чём они сами давно мечтали: он помог группе пробиться к публике, слушающей AM-радио. Если послушать внимательно, Тодд скрыл недостатки их игры под покровом эха — это как раз то, чего я не делал, будучи их продюсером. Можно укрыть целый город под покровом смога, и тогда не будет заметно собачьего дерьма на его тротуарах." Видимо, "плохим парнем" Терри Найт решил остаться до самого конца.
Первое издание альбома вышло на прозрачном желтом виниле в конверте с двойным разворотом и с четырьмя стикерами — двумя красными и двумя синими. На них по окружности было написано "Grand Funk — We're An American Band" , а в центре нарисован указующий палец. Внутренний разворот конверта радовал поклонников группы фотографией, на которой музыканты предстали без одежды в окружении множества маленьких американских флагов. А на ярлыках пластинки красовалась надпись: "Играть на максимальной громкости". ("SHOULD BE PLAYED AN MAXIMUM VOLUME")
Лицевая сторона обложки альбома и синий "пятак" на жёлтом виниле. Надпись "Играть на максимальной громкости" находится над указателем SIDE 1.
Теперь несколько слов посвятим заглавной композиции — «We’re An American Band». Это энергичный, жизнерадостный хард-рок с ярко выраженной ритмической партией ударных. Песня сразу же задаёт настроение всему альбому и рассказывает слушателям о бурной гастрольной жизни музыкантов.
Текст песни носит автобиографический характер и описывает одно из турне "Grand Funk Railroad" по родной Америке. Главная героиня песни — некая "милая, милая Конни", которая, как поётся, "сделала всё, как надо, шоу по полной программе". Эту девушку из Литтл-Рока звали Конни Хэмзи. Прославилась она своими многочисленными романами и связями со многими известными рок-музыкантами.
Далее в песне рассказывается о том, как в Омахе (штат Небраска) после концерта музыкантов у входа в отель поджидали четыре девушки — "чикитас", которые встретили их словами: "Ну что, чуваки, пойдём оторвемся!" И конечно же, "у всех клёвое настроение и субботний вечер" и "отель поставили на уши". И после всего этого рефреном гордо звучит фраза: "Мы — американская группа! Мы приедем в ваш город и поможем устроить вечеринку!"
Короче, как вы понимаете, уважаемые читатели, текст песни не изобилует сложными сюжетными линиями и поворотами.
Рассказывая об истории создания песни её исполнитель и барабанщик Дон Брюэр вспоминал, что в начале 1973-го года они выступали вместе с британской группой "Humble Pie". И вот однажды после концерта музыканты сидели в баре, выпивали и поспорили, чей рок лучше — британский или американский. Особенно разгорячились сам Брюэр и Питер Фрэмптон. Говорит Дон Брюэр: "Я встал и начал перечислять американских героев рок-н-ролла: Элвиса Пресли, Фэтса Домино, Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда и ещё много кого, а в конце с гордостью выпалил: "Мы — американская группа!" И уже на следующий день песня была практически готова!
К песне "We're An American Band" музыканты тогда же сняли незамысловатый видеоклип, где группа то задорно исполняет песню, то азартно играет в баскетбол, то бесстрашно гоняет на мотоциклах…
P.S. О своём гонораре Тодд Рандгрен сказал: "Я получил 50 000 долларов вперёд, что было неслыханно в 1973 году!"