Починки всегда на Руси отмечали 16 февраля как славянский праздник
Традиционно языческие праздники у славян чаще всего связывались с природными явлениями и событиями, которые происходили в ней. Основная масса обрядов, которые выполняли наши предки, направлялись на мольбы к матушке-природе смилостивиться. По этой причине праздники подобного формата всегда отмечались ярко, шумно и весело. Об этом пишет Календарь.ру
Починки 16 февраля славянский праздник, приметы
Как и прочие праздники, Починки имеют ряд собственных традиций и примет, которым строго следовали наши предки. Среди такого рода примет выделяли следующие:
- За ближайшие восемь дней до Дня Власия будет сразу семь утренников.
- Если лес шумит, то скоро будет оттепель или снег, если трещит, то стоит ждать затяжных морозов.
- Если тяга в печи слаба – ждите тепла, если сильная – холодов.
- Если на Починки выпало много снега – ждите дождливого лета.
- Если слышно громкое чириканье воробья– скоро придет тепло и наступит весна.
- В этот день не стоит брать взаймы и одевать черную одежду, ведь так можно навлечь на себя беды и небольшие неприятности.
Традиции обряды
Данный праздник в народе называли «Починками», и связано это было в первую очередь с тем, что в этот день начинали проверять, ремонтировать и готовить к весенним работам полевой инвентарь, среди которого упряжки, конская сбруя и телега. В этот день говорили, что Семен с Анной сбрую чистят, и если сбруя слабая, то выезд будет неудачным.
Данные работы были связаны с тем, что в это время почитали Власия, который был покровителем домашних животных. Наши предки фактически отождествляли Власия с языческим богом Волосом или Велесом, который был покровителем таких же животных. Предполагается, что одинаковые функции были у них ввиду созвучности их имен.
Поэтому хозяева с первыми лучами солнца просыпались и занимались починкой летней сбруи. Также к лошадям привязывали кнуты, онучи и рукавицы. Делалось это для того, чтобы домовой принимал животных за хозяев, и не хотел с ними шалить и баловаться.
Также крестьяне в этот день проверяли места обитания лошадей, чтобы домовой не проказничал и там. Согласно поверьям, если лошади не нравятся домовому, или он чем-либо не доволен, он мог начать гонять лошадей по сараям и конюшням. Чтобы избежать подобного рода событий, десятого февраля на Ефрема Сирина домашнему духу подготавливали вкусности в виде горшочка с кашей, который обкладывали углями. Таким образом домовой должен был вылезти из-под печи, поужинать, стать добрым и не принести никаких проблем.
Однако бывали также случаи, когда домовому не хватало положенного угощения, и хозяевам приходилось применять более суровые методы воздействия. В такие моменты они обращались к знахарям-ведунам, которые должны были во дворах резать кочета и выпускать кровь на веник. Данным веником обметались углы в домах и дворах и тогда домашний дух боялся шалить. В случае, если не воспользоваться методами задобрения или усмирения, домовой может активно создавать неприятности, среди которых пропажа удачи, болезни среди животных и людей во дворе и мелкие пакости, среди которых беспорядок во дворе или доме.
Также шестнадцатого февраля традиционно жены готовили саламату. Простыми словами, это старинная русская каша из толокна либо ржаной муки, в которую добавлялись молочные продукты либо жиры. Готовилась она в чугунной посуде, после заливалась кипятком, и получалась некая кашеобразная масса.
Как праздновали Починки?
Данный праздник крайне необычный, ведь если остальные посвящаются отдыху, то на Починки больше почитается труд. Хозяева в этот день занимались подготовкой оборудования, которое понадобится при весенних полевых работах.
В Починки принято рано просыпаться и начинать работать. В семьях заранее распределяли задание между членами семьи, и они сразу занимались возложенными на них обязанностями. Пожилым мужчинам традиционно доставался ремонт сбруи и конской упряжи. Поэтому в том время существовало выражение о том, что в Починки дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да соху столетнюю. Мужчины помоложе занимались налаживанием бороны, телег и прочего инвентаря, а молодые парни ремонтировали домашнюю мебель, к примеру табуретки, лавки и столы.
Жены также не бездельничали. а проверяли одежду в сундуках на предмет необходимости чистки и шитья порвавшихся мест. Девочки работали на кухне, в основном, чистя посуду и отскабливая накипь с сажей. Особо активно работали девушки, которым скоро стоило готовиться к свадебным хлопотам, ведь по поверьям, если на Починки Счастье заметит, что они не усердно работают, то оно проходит мимо такого двора.
Обычно к обеду старались сделать по максимуму, и исправленные вещи демонстративно выставляли в доме или дворе, чтобы все могли увидеть, какие трудолюбивые здесь проживают люди.
После этого все обедали вышеописанным блюдом саламат, а после обеда продолжался активный труд по всему дому. В вечернее время женщины занимались заменой соломы и пуха в подушках и матрасе, мужчины продолжали наводить порядки в хозяйственных постройках, чтобы животные также были ухожены и трудились на благо их семей.
Молитва
Симеону Богоприимцу молятся при болезнях младенцев и обращаются с просьбой о покровительстве детям.