Весь мир постоянно слышит об антироссийских санкциях, по ряду позиций они уже достаточно болезненны для нашей страны, хотя российские власти не любят об этом говорить. С признанием независимости ЛНР и ДНР новые западные рестрикции стали ожидаемо нарастать.
А что же сам объект санкций — Россия? Как наша страна «наказывает» своих «партнеров»-противников? К сожалению, если в целом обозначить позицию России на сегодня по этому вопросу – почти никак.
Кое-какие санкционные меры с 2014 года, конечно, приняты. К примеру, запрет на импорт некоторых видов продовольствия из США, Канады, Австралии, Норвегии и стран Евросоюза. В список входят мясо, морепродукты, молоко и молочная продукция, фрукты, овощи, орехи, колбасы, сыры, которые потом «патриотично» уничтожаются.
Государственный совет Крыма составил список персон, пребывание которых считается нежелательным в регионе. В него входят сотни украинских депутатов Верховной Рады и политических деятелей, которые выступали за прекращение деятельности Верховного Совета региона.
Есть и забавные меры, например, запрет Рамзана Кадырова президенту США Бараку Обаме, а также руководителям Евросоюза и другим высокопоставленным лицам въезд на территорию Чечни. Также Кадыров обещал заморозить их активы, в случае если они будут храниться на территории республики.
Между тем Россия может ответить и по-взрослому, более проактивно, например, ограничить экспорт энергоносителей в Европу. Ситуация на рынке электроэнергии у европейцев и так сложная, цены резко выросли за последнее время, но ситуация может резко ухудшиться в случае, если Россия решит ограничить поставки.
Самых рьяных русофобов в США могла бы охладить инициатива России о приостановке и пересмотре Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств (USA/USSR Maritime Boundary Agreement), подписанного главой МИД СССР Шеварднадзе и госсекретарем США Бейкером. Кстати, при подписании Соглашения была достигнута и подтверждена договорённость о временном его применении с 15 июня 1990 года. А самое главное состоит в том, что данное Соглашение Российской Федерацией до настоящего времени не ратифицировано, что ставит под сомнение его легитимность. США же ратифицировали Соглашение ещё 16 сентября 1991 года. Вопрос же ратификации Соглашения Россией не выносился, прежде всего, в связи с неоднозначными оценками потерь для страны.
Вопрос о правомерности Соглашения Шеварднадзе-Бейкера поднимался в России много раз, указывая на то, что инициаторы Соглашения не провели предварительные обсуждения, достаточные для рассмотрения этого договора с точки зрения правительства России. Для нашей страны Соглашение является явно невыгодным.
14 июня 2002 года Госдума Федерального Собрания РФ приняла Постановление № 2880-III ГД, в котором отмечено:
… в результате разграничения морских пространств в соответствии с Соглашением в Беринговом море к США отошли: часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тысячи квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединённым Штатам Америки ещё в 1977 году; часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тысячи квадратных километров; участок континентального шельфа площадью 46,3 тысячи квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий. При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тысячи квадратных километров. На отдельном участке исключительная экономическая зона Соединённых Штатов Америки за счёт неоправданно уступленной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву (1982 года).
Вот вам и ответные меры на санкции. Они вполне оправданы и защищают интересы нашей страны как минимум в двух отраслях — рыболовстве и энергетике. Уступка морских владений лишила Россию возможности ежегодно вылавливать 200 тысяч тонн минтая. Кроме того, наличие пограничной линии усложняет свободное торговое судоходство и блокирует с востока Севморпуть. Спорные районы богаты не только рыбными ресурсами, но также включают перспективные нефтегазовые месторождения «Наваринское» и «Алеутское».
Поскольку эти логичные меры Россия не предпринимает, можно предположить, что в правительстве РФ есть лица, препятствующие защите национальных интересов. Интересно, в каких креслах они сидят?
Если у вас есть другие идеи, как ответить западным русофобам, пишите в комментариях, обсудим.