Много говорили о том, как относиться к собственности, полученной от лизингодателей, долго не могли найти решение. Самолетный парк сегодняшнего дня в количестве 777 единиц Боингов и Аэрбасов находился в лизинге у российских авиакомпаний.
Возникла необычная ситуация, при которой владельцы (лизинговые компании) не могли, да и не хотели возвратить самолеты из России. Вернуть невозможно, так как имеется запрет на полеты над чужой территорией. Получать оплату тоже невозможно – западные банки заморозили российские деньги у себя.
Если же вернуть 777 самолетов на Запад, то они там не нужны. Придется на несколько лет закрывать самолетостроительные заводы. Или резать сразу прибывающие борта на металлолом – это значительные финансовые затраты.
Чужая собственность тоже не особо нужна. За ней нужно следить, охранять, обслуживать. Поэтому и принято важное решение, которое ставит все точки над известной буквой – Боинги и Аэрбасы теперь становятся собственностью Российской Федерации. Решение подобное тому, что принял Александр Македонский, когда оказался около Гордиева узла – рубанул, и решил проблему одним движением. Так и Путин, после долгих размышлений разрубил «свой Гордиев узел» (он за последнее время разрубил их не один десяток – примечание автора).
Подписанный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным закон о мерах поддержки гражданской авиации дает возможность регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, а также выдавать им отечественные сертификаты летной годности.
Документ о данном решении опубликован на официальном портале правовой информации. Поправки, внесенные в Воздушный кодекс России и ряд законодательных актов, позволяют российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов. Теперь эти борта можно эксплуатировать на внутренних линиях.
Процесс сертификации гражданских воздушных судов будет осуществляться с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к ним определит Министерство транспорта РФ.
В пояснительной записке сказано, что закон направлен на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федераций в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия антисанкционных мер.
В документе предусматривает перенос сроков сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности с 1 января 2022 года на 31 декабря 2023 года, что «позволит субъектам транспортной инфраструктуры перераспределить финансовые средства, необходимые для проведения процедуры сертификации», так отмечено в сопроводительных материалах.
У кого возникнут претензии, пусть пишут. Их рассмотрят и примут соответствующие решения.