В поисках материала к своей публикации об актрисе Майе Булгаковой, в молодости бывшей солисткой в оркестре Леонида Утесова (можно прочитать здесь), натолкнулась на интересную информацию, с которой хочется поделиться с вами, дорогие читетели.
Первая интересная информация .
Фильм "Веселые ребята", выйдя на экраны в 1934 году, как известно, произвел настоящий фурор. На фестивале в Венеции (1934) фильм был включен в шестерку лучших в мире лент.
Режисссер Г.Александров получил орден Красной Звезды, актриса Л.Орлова — звание заслуженной артистки РСФСР. А Л. Утесов вместе со своим джаз-оркестром "Теа-джаз"… фотоаппарат «ФЭД». Один на всех.
Почему ?
Прослеживалась линия- женская месть!
Леонид Утесов( 1895-1982). В 1920-х годах уже выступал на эстраде и играл в различных театрах Москвы. В 1929 году создал собственный «Теа-джаз»(«театрализованный джаз»), первое выступление которого состоялось 8 марта на сцене ленинградского Малого оперного театра .
( Справочно. С 1934 года назывался просто Джаз-оркестр под управлением Л. Утёсова, в 1940 году получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР, с 1947 года — Государственный эстрадный оркестр РСФСР).
Любовь Орлова (1902-1975) в начале 1930-х — лишь артистка хора и кордебалета в Музыкальном театре В. И. Немировича-Данченко, занятая, в основном, в эпизодических ролях.
Две версии ее участия в фильме.
Согласно первой из них, Александров увидел Орлову в театральном спектакле в театре и сразу решил, что это и есть та исполнительница главной роли в его фильме, о которой он мечтал.
По второй версии, Орлова сама хотела получить роль и даже прошла пробы, но они Александрову не понравились. Тогда Любовь Петровна устроила встречу с режиссером, попросив близкую подругу, пригласить его в гости. И уже после нескольких часов разговоров, Александров предложил Орловой роль Анюты.
Но по сюжету фильма, Анюта была совсем молодой, восемнадцатилетней девушкой.
Утёсов считал, что 32-летняя Орлова старовата для роли молоденькой Анюты.
И вроде бы даже Утесов поинтересовался у Григория Александрова: «Где ты нашел эту старую калошу?». На что актриса, услышав это, и обиделась.
На съемках происходили частые стычки.
На съемках же начался и роман между актрисой и режиссером Григорием Александровым. И роль домработницы Анюты в исполнении Л.Орловой постепенно вставала во главе сюжета.
источник- фотоистории
Хотя само название «Весёлые ребята» предполагало, что фильм будет именно о музыкальном ансамбле.
Во время съёмок фильма Григорий Александров в конфликте между актерами внешне держал нейтралитет.
Но когда работа была закончена, и премьера прошла с оглушительным успехом, Александров во всех отчётах перед руководством занижал роль Утёсова. Так писали современники.
И как результат- фотоаппарат.
Кстати , единственным утешением было то, что фотоаппарат изготовили в колонии имени Дзержинского, где перевоспитывали особенно трудных детей.
источник :pikabu.ru›История фотоаппарата с надписью: «Трудкоммуна НКВД-УССР им. Ф. Э. Дз…
на даче во Внукове.
( Справочно. А вы знаете почему ФЭД ? В 1933году в Харькове, в мастерских Детской трудовой коммуны ОГПУ СССР имени Дзержинского, немецкую камеру «Leica II»( лейку ) разобрали по деталям, скопировали, сделали штамповку и отливку из алюминия, а затем вручную собрали десять фотоаппаратов «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский).
«Я радовался вместе со всеми и успеху картины, и любви к ней зрителей, но должен признаться, что от этих самых «Веселых ребят» мне нередко приходилось впадать в грусть», — признавался исполнитель главной роли.
В хвалебных рецензиях, появившихся в «Правде» и «Известиях», в мажорных тонах говорилось обо всех актерах, кроме… Утесова.
( Справочно. До 1937 года с каждого сеанса в пользу создателей фильмов шли отчисления с проданных билетов. Отчисления крошечные – в одну десятую копейки, но при миллионных зрителях куш получался приличный).
Так вот, Орлова и Александров, а также Утесов построили во Внукове хорошие дачи среди лесного массива.
И даже спустя годы, Орлова не упускала возможность для «маленькой мести»: гуляя с собакой, она подводила ее к забору Утесова, чтобы собака его «пометила». кинотеатр.ру.
Но публичных конфликтов между ними не было.
кадр из фильма.
Вторая интересная информация .
В 1957 году Г. Александров решил переозвучить фонограмму «Веселых ребят». Объяснив это тем, что "фонограмма изношена", и вместо Леонида Утесова на экране заговорил и запел Владимир Трошин, а Любовь Орлова снова записала все свои реплики.
Мало того, в некоторых местах был даже изменен текст роли главного героя!
( Чувствовалась " рука" женщины!)
**************
Владимир Трошин (1926-2008г.)
Вот как об этом вспоминал В. Трошин :
Я долго не соглашался: мол, как же так, это неприлично. Режиссер успокоил: да он сам назвал твою кандидатуру… Мы работали бок о бок с Любовью Орловой целый месяц. Она озвучивала свою речь (пела за нее Ивантеева из филармонии), я записывал заново и голос, и песни, исполненные ранее Утесовым. А когда работа была закончена, получил от него письмо. Утесов был страшно раздражен: «Как вы могли! При живом-то артисте!..» Мы три года не разговаривали, если приглашали в один концерт, я отказывался от участия.
И вдруг случайная встреча в провинциальной гостинице. «Леонид Осипович! Давайте, расскажу, как все было…» Оказалось, Утесов все это время жил в неведении, а узнав правду, удивился:
«Да? Ух, Гришка! Ух, подлец! А Любка?! Как она могла?» После чего предложил «по коньячку», и мы помирились. источник«АиФ» " Владимир Трошин. 1993 г. © / Юрий Сомов / "
Но в результате протестов зрителей и многочисленных статей в газетах в конце 1960-х годов переозвученная версия была изъята из обращения.
Но в 78-м году Александров предпринял новую попытку.
И сегодня по телевидению показывают восстановленную версию 1978 года с оригинальной фонограммой 1934 года, т. е. с голосами Утесова и Орловой, и заново перерисованными титрами, которые в точности воспроизводят титры оригинальной версии. Сохранено почти все.
А в 2010-м фильм был раскрашен в Лос-Анджелесе.
*******************************Третья интересная информация .
Все современники отмечали, что Л. Утесов относился к своему оркестру как большой семье , которую он породил и являлся ее главой.
источник фото канал Джаз.ру.
Это давало ему право жёстко настаивать на неукоснительном исполнении своих требований, но он нес и ответственность за своих коллег.
Насколько известно, Утёсов — единственный руководитель эстрадного оркестра, который смог уберечь своих музыкантов от арестов и ссылки в конце 1930-х. И это были не только евреи, но и немцы, о чём рассказывал очевидец тех событий — тромбонист оркестра Михаил Гарпф, немец по национальности .
Михаил Иосифович был, наверное, старейшим по стажу утесовцем, так как пришел он в оркестр еще в 1940 г. и, доработав в нем до пенсии, остался там в качестве кладовщика, но в конце 1983 г. не стало и его.
источник Jazz- Квадрат,№2-3, 2001
************************
Также Утесов взял в качестве конферансье молодого Геннадия Хазанова, хотя тот имел, как говорили, «волчий билет» за слишком свободные остроты.
Юрий Никулин,министр культуры Екатерина Фурцева; у окна – Геннадий Хазанов, справа – Леонид Утесов. источник фото. iknigi.net
( Кстати ,Хазанов сменил как конферансье Е. Б. Петросяна(известного в то время под псевдонимом Евгений Петров).
Е. Петросян в оркестре Л. Утесова в 1964-1969 годах
Уйдя от Утесова, Хазанов начал выступать с тем знаменитым номером, который очень скоро полюбился публике, исполнения которого стали требовать, едва только фамилию артиста называл ведущий. Мало того, стоило объявить на афише, что этот номер будет исполняться, как тут же к концерту проявлялся повышенный интерес и сборы на него повышались. Речь идет о студенте кулинарного техникума.
*****************************
Утесов помог семье Леонида Чижика(( пианиста -виртуоза, из еврейской семьи, работавшего у Утесова с 1969 по 1971 год)) остаться в Москве, выхлопотав ему московскую прописку и право на жильё.
источник Jazz- Квадрат,№2-3, 2001
( Правда, с 1991 год- он проживает и работает в Германии)
Утесов еще многих опекал.
Артист умел разговаривать с властью. Предпочитал быть гибким, выдержанным, дипломатичным, а когда нужно — заигрывал и лавировал.
Ведь зритель" ходил на Утесова". А его оркестр входил в число привилегированных и приглашался на правительственные концерты в Колонный зал и во Дворец съездов.
*******************************************
Вот так и получается, друзья , что
артисты, даже самые великие и знаменитые, это обычные люди, со своими слабостями, чувствами, обидами, ошибками.
*******************************
Спасибо, что дочитали до конца!
Если понравилось, — подпишитесь на мой канал и поставьте лайки, пожалуйста!
И до новых встреч !