Каждому из нас хоть раз в жизни улыбается удача. Достаточно бывает решительности и хваткости, чтобы воспользоваться счастливым моментом. Выходцы из 90-х хорошо это знают, но отчаянно не желают признавать.
Но чтобы ухватить жизнь за бороду дважды, тут нужно большое жизненное мастерство. Посмотрите на крупные организации — много ли из них сделало великий прорыв? Пожалуй, все в той или иной степени. Но кто сделал это дважды? Google+youtube. iPod+iPhone. Windows+Azure (как идея облачных сервисов в принципе). Почти никому не удалось трижды стать революционером.
Россия один раз вскочила на коня революционных преобразований и проскакала на нём довольно далеко. Нет, я сейчас не про 1917 год, а про 2010 и 4G. Тогда это стало мощным уколом адреналина в сердце нашей экономики. По многим позициям мы до сих пор впереди планеты всей. Сможем повторить?
Каждый раз, когда меняется поколение связи, находится множество нытиков, возмущающихся — «всё и так хорошо, зачем что-то менять?» Но лидерство в 2G-сетях вознесло и дало значительный запас прочности таким компаниям, как Nokia, Ericsson, Siemens, Alcatel. Это до сих пор легенды.
Зато со следующим поколением японцы сильно опередили Европу. В 2007 году в Японии проникновение 3G-связи составило 50%, 99% в 2011 году. В России в 2008 году всего 8,3% абонентов пользовались аппаратами с поддержкой 3G. А в Европе и в 2011 году проникновение 3G-связи находилось на уровне 30-60% в зависимости от страны.
Третье поколение позволило в онлайне безумства, которые раньше были недоступны — игры, почту, котировки акций и прогнозы погоды, музыку и соцсети. Как можно догадаться, весь этот обширный набор услуг подтолкнул развитие экономики, создав новые ниши и рынки. Не будет ошибкой сказать, что цифровизация платежей произошла в Японии благодаря 3G.
Потенциал 4G сразу раскусили в трёх странах: США, Япония и Россия. Неожиданно так сошлись звезды, что успешное развитие 4G в указанных странах стало возможным благодаря тому, что перспективы видели и операторы, и государство.
Такси, еда и продукты, модернизация производств и промышленности, умные дома, фильмы и музыка – не только стриминг, но и создание контента, поиск и оплата билетов (самолеты, поезда, концерты, музеи), провайдеры, контент-креаторы, рост мобильной рекламы и, как следствие, рост потребления, онлайн-запись на сервисы (парикмахерская, врач), карты, развитие 4G-инфраструктуры, развитие облачных услуг, удаленная работа и онлайн-банкинг, рост числа дата-центров – всё это и много чего ещё было простимулировано развитием 4G-связи. У людей со смартфонами возникала потребность, которую операторы и разработчики пытались удовлетворить.
На данный момент в России одни из лучших по условиям:
- Тарифы на связь
- Покрытие (огромной) страны качественным сигналом
- Онлайн-банкинг
- Дизайн приложений
Вот только с 5G вышло не так радужно. Сейчас в России нет коммерческих повсеместно распространенных 5G-сетей. Технологию тестируют в ограниченных пилотных зонах, преимущественно в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Томске, в техноградах Иннополис (рядом с Казанью) и Сколково. Такие сети операторов называются 5G-ready. Это характеризует этап развития 5G в России как подготовительный.
Хотя весь мир уже несколько лет трясёт в гонке за лидерство в новой технологии. Помните атаку США на Huawei? Это было из-за превосходства китайской компании в 5G. На февраль 2022 года проникновение 5G в Европе — 3%, в США — 13,4%, 29,3% в Южной Корее. По Японии данные противоречивые, не буду пока писать. А вот Китай уже перевалил за 30%, оставив позади всех.

С какими сложностями столкнулось внедрение 5G в России? Как всегда — чиновники. Частоты нового поколения связи 3,4–3,8 ГГц, а у нас их используют Министерство Обороны и Роскосмос. Поскольку эти организации самые полезные для граждан, кратно повышающие благосостояние всей страны, то, конечно же, их трогать не нужно.
Следующая проблема — точность позиционирования до мера. Это позволяет использовать 5G для наведения ракет, что, конечно же, нервирует тех, кто постоянно думает, как кого-нибудь разбомбить. Поэтому требовали отечественного оборудования, которого мы не производим от слова совсем.
Кто производит оборудование 5G. Найдите на графике отечественные бренды.
И последнее, что весьма неприятно для нас — очень низкие цены. Точнее, расходы у нас среднемировые — 0,7-1.5% от средней зарплаты за связь. Но получаем гораздо больше — очень качественное покрытие, огромные пакеты трафика, распространены безлимитные тарифы на звонки и интернет, бесплатные плюшки типа соцсетей и т. д.
Отдавая больше за меньшие деньги, наши операторы столкнулись с недофинансированием капитальных вложений. Тем более, что получают доходы в рублях, а оборудование заказывают за валюту. Поэтому уже началось сжатие тарифных планов и отрицательное уменьшение цен на связь.
Об изменении цен, технических сложностях и суверенном замещении антиотечественных товаров в сфере связи поговорим в следующий раз. Если хотите эту тему поддержать, то вы знаете, что делать 😉
Правительство подарило 100 миллиардов долларов импортозамещению и это хорошоzen.yandex.ruЧто может Россия на важнейшем рынке? Чей мы теперь вассал?zen.yandex.ruКто виноват в том, что в России цены растут быстрее, чем в Европе?zen.yandex.ru