«Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять."
Эти слова сказаны чуть более шести лет назад… И сказаны они были не писателем — диссидентом, чьи произведения десятилетиями находились под запретом, не затаившим когда-то обиду на систему непризнанным художником, которому долгое время "выкручивали руки, не предавшим Родину и коллег разведчиком — перебежчиком… Эти слова произнёс Константин Райкин, человек, которому, как кажется, грех жаловаться на свою жизнь и свою судьбу…
Жизнь первая. Советский баловень судьбы!
Константин Райкин, несомненно, баловень судьбы! В Англии про таких говорят: родился с серебряной ложкой во рту… Не в пример подавляющему числу послевоенной детворы Костя Райкин родился в артистической семье в 1950 году и рос во вполне благополучной интеллигентной среде… Большое количество дружных родственников, которых ни репрессии, ни военное лихолетье практически не затронули, нужды не испытывало. Замечал ли Костя, что живущие рядом с ним его сверстники живут совершенно иной жизнью…
Видимо, не без участия своего двоюродного деда, известного учёного, академика, "отца советской физики" Абрама Иоффе юный Костя Райкин поступил на учёбу в физико-математическую школу-интернат при Ленинградском государственном университете, которую закончил в 1967 году … Согласитесь, уважаемые читатели, было бы странно, если бы молодой человек, имеющих таких знаменитых родственников, учился бы в самой обычной советской школе.
Находящиеся постоянно на гастролях по стране родители иногда брали сына с собой… Если концерты проходили вдали от Ленинграда и Москвы, Костю оставляли под присмотром няни… И хотя ему часто приходилось прогуливать школу, учился юный Райкин хорошо, особый интерес проявляя к естественным наукам… Но свою судьбу он решил, по примеру отца и матери, связать с искусством… Когда известные родители находились на гастролях в Чехословакии, Костя, взяв измором приёмную комиссию, поступил в московское Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, где руководителем курса был актёр Ю.В. Катин-Ярцев. В 1971 году молодой Райкин получает диплом актёра. Его не направляют в какой-нибудь провинциальный театр…
Судьба явно благоволила талантливому артисту, и в этом же, 1971 году, Г.Б. Волчек приглашает молодое дарование в труппу "Современника", который в этот момент переживал непростые времена… И всё же! Многие ли из выпускников театральных училищ могут похвастаться таким удачным началом карьеры? Известный московский театр, знаменитые режиссёры-постановщики, популярные в стране артисты! Надо отдать должное: Константин Райкин обладал ярким талантом, гибкостью, артистизмом и редкой харизмой… Не случайно его огромным талантом восхищался знаменитый советский детский писатель К.И. Чуковский! Не говоря уже о театральных деятелях!
Уже в 1975 году двадцатипятилетний Константин Райкин становится членом Союза театральных деятелей. На протяжении десяти лет он выходил на сцену популярного в Москве и в стране театра. В "Современнике" он сыграл в 38 постановках, причем, в 15 из них ему доставались главные роли… Партнёрами по сцене у Константина Райкина были Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Юрий Богатырёв, Елена Коренева, Станислав Садальский, Анастасия Вертинская, Авангард Леонтьев… В эти годы начинает восходить звезда молодого актёра! Константин Райкин отметился в немногочисленных, но ярких ролях и в кино: "Много шума из ничего", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Труффальдино из Бергамо", "Остров погибших кораблей"… Как видно, профессиональная карьера Константина Аркадьевича шла в гору и наверняка многие его коллеги могли только позавидовать этому…
В 1981 году Райкин уходит из "Современника", возвращается в город на Неве и вливается в труппу театра миниатюр под руководством своего отца, всенародного любимца Аркадия Райкина, у которого в это время резко ухудшились отношения с партийным руководством Ленинграда… При непосредственном участии Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева театр Народного артиста СССР Аркадия Райкина переезжает в Москву. Константин готовится принять наследство и становится руководителем созданного его отцом театра, продолжая при этом активную актёрскую деятельность. Сколько за эти годы кануло в неизвестность актёров, чьи судьбы складывались не столь удачно!
В 1985 году Константин Райкин представляет авторскую сольную программу "Давай, артист!", где выступает и в роли ведущего, и актёра, и певца, и танцора, и чтеца… С этой программой он посетил многие уголки нашей тогда необъятной "перестроечной" и пока ещё единой страны, выступая на самых различных площадках и перед самой разной аудиторией… Именно тогда в нашей стране со сцены впервые прозвучали стихи опального Мандельштама… Программа принесла Константину Райкину не только самое широкое признание, но и звание "Заслуженного артиста РСФСР".
- В декабре 1987 года ушёл из жизни Аркадий Райкин, и театр миниатюр превращается в "Сатирикон", во главе которого стал сын великого советского артиста…
Кажется, подобной судьбе можно только позавидовать! Знаменитая фамилия, прекрасное профессиональное образование, работа в одном из самых известных в СССР и за рубежом театре бок о бок с лучшими советскими актёрами и режиссёрами, большая популярность и заслуженная слава, награды и премии… И вот спустя 30 лет из уст Константина Райкина, человека, которому всегда улыбалась Судьба, вылетают эти слова:
"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова".
Так в чём же заключается, по мнению Константина Райкина, этот "позорный идиотизм"? Может, в том, что при советской власти "искусство принадлежало народу" и стать известным артистом мог стать не только сын знаменитого отца, но и самые простые юноши и девушки из провинциальных городков и отдалённых деревень? Неужели в том, что в советские театры ходили не только утончённые интеллигентствующие эстеты, но и самые простые люди? Может, в том, что Аркадию Райкину, гениальному артисту-сатирику, были созданы государством, советской властью, "позорным идиотизмом" все условия для творчества? А может, в том, что так блестяще сложилась творческая карьера Константина Аркадьевича, которому, как и его отцу, дозволялось говорить со сцены немного больше? Или в том, что семья Райкиных была обласкана советской властью, которая самыми высокими наградами и званиями оценила её талант и вклад в советское искусство? Неужели отменяли концерты и запрещали съёмки, размагничивали записи и отнимали помещения? Или всем Райкиным был закрыт выезд за границу, а Министерство культуры СССР всячески препятствовало творчеству и деятельности Театра миниатюр Аркадия Райкина? А многим ли советским артистам лично помогал Леонид Ильич Брежнев? Или система и её СМИ, один какой-нибудь телефонный звонок "сверху" загубили и поставили крест на карьере Константина Райкина? Ничего подобного и в помине не было!
Жизнь вторая. Современная жертва системы?
А что касается "позорного идиотизма", это уже из другого времени! Это уже из дня сегодняшнего… Несколько десятилетий свободы, которая многими деятелями искусств расценивалась как вседозволенность и шабаш нездоровых идей, лишила искусство его самых высоких целей, зачастую превратив его в эпатажный перфоманс… И не стоит удивляться тому, что государство в последнее время всё чаще стало поднимать вопрос о цензуре и нравственности в искусстве, что так вывело из себя многих представителей искусства либерального толка, того же Константина Райкина, который узрел в этом нападки на творческую интеллигенцию, ущемление их творческих свобод и возвращение к сталинским временам!
Получать от государства грант в несколько сот миллионов рублей на поддержку театра "Сатирикон" можно, но вот только нельзя, по мнению Райкина-младшего, чтобы государство вмешивалось в творческий процесс! Вы мне, чиновники, деньги давайте, а что я буду на них ставить, это уже моё дело! "Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре"( К.А. Райкин).
Сторонников и единомышленников у него немало! А вот что говорил об этом в интервью «Аргументам и Фактам» покойный ныне Народный артист России Борис Клюев:
«О чём он говорит, о какой цензуре? А почему он тогда деньги получает от государства, а не от спонсоров, которых, кстати, у него всегда было очень много? Вы о чём, друзья?! Что, Костя плохо живёт? У него театр, у него «Райкин плаза», у него своя академия. Послушайте, он в полном порядке. Честно сказать, я всего этого абсолютно не понимаю. Очевидно, сейчас сбой какой-то произошёл… А либералы, услышав критику в адрес государства, тут же её подхватили. Как свора собак, поднялись. Это так мило всегда — им даже неважно, по какому поводу лаять! Никто почему-то не говорит: давайте, ребята, разберёмся. У Райкина денег нет? А у других есть? В Академическом Малом театре, которому 260 лет и который является национальным достоянием, есть? Что, там актёры больше получают? Нет, меньше. Ребята, нужно быть объективными, нужно, чтобы кто-то говорил правду. Почему же не говорят?!».
P.S. Совсем недавно пришла новость о том, что Константин Райкин уволен из Театральной школы Константина Райкина. В чём причины этого — покажут судебные разбирательства и время! Но ясно одно — гремучая смесь искусства и бизнес-проектов не всегда даёт положительный результат… "Всё не так, ребята!"