Итак, после начала Россией специальной воинской операции на Украине Запад ввёл против нашей с вами страны экономические санкции: жёсткие, многоуровневые и весьма болезненные. Во-первых, по импорту. Запрещены к поставкам в Россию следующие товарные группы (назову только основные): машины и механизмы, а также запасные детали/комплектующие к ним, технологические линии, электроника для промышленного оборудования, более ста наименований датчиков, широкий перечень бурового инструмента/оборудования, более 20-ти типов высокотехнологического оборудования и так далее…. Во-вторых, по экспорту из России. Практически запрещены все сделки с российским золотом и редкоземельными металлами. Затруднена экспортная деятельность российских производителей минеральных удобрений. Ограничены поставки из России целлюлозно-бумажной продукции, строительной фанеры, а также продукции станкостроительной и машиностроительной отраслей….
В этой «пиковой» ситуации многие отечественные бизнесмены всерьёз задумались, мол: — «А что теперь, собственно, делать? Искать китайские аналоги по запчастям? Вариант, конечно, но хотелось бы гарантий. Проводить поставки «санкционной» продукции через нейтральные Турцию, Киргизию и Монголию? Издержки и сроки поставок, безусловно, повысятся, надо всё считать и пересчитывать…. Или же заморозить деятельность месяца на три-четыре? Подождать, что будет дальше? Тем более, что курс доллара скачет – как умалишённый…».
И в этот момент Роман Василенко – ответственный работник МИД Казахстана – объявил на весь Интернет, мол: — «Приветствуются все российские компании с хорошей репутацией, которые хотят перенести к нам своё производство…. Прошу обратить ваше внимание и на тот факт, что топливо и электроэнергия в Казахстане дешевле, чем в России. Да и НДС составляет всего 12%, причём, как по облагаемому обороту, так и по облагаемому импорту…». А что? Почему бы и нет? Очень даже (в создавшейся ситуации), перспективное и разумное предложение…
И, вот, уже российская компания Ural Motorcycles, выпускающая тяжёлые, спортивные и коллекционные мотоциклы с колясками, сообщила о грядущем переносе своего производства из Свердловской области РФ в казахский город Петропавловск. Несколько слов о самой компании. Сегодня Ural Motorcycles выпускает мотоциклы знаменитой (и не только в России), марки «Урал». Естественно, сейчас это современные модели, оснащённые западной электроникой и прочими «прибамбасами». Сбыт в России «Уралов» в настоящее время невелик (из-за достаточно высокой стоимости), но «Уралы» пользуются традиционно хорошим спросом в США, Канаде, Мексике, Австралии и Японии. В США и Канаде даже существует несколько клубов владельцев «Уралов». Пятью коллекционными «Уралами» владеет король Иордании Абдалла Второй. В 2002-ом году сразу 1500 «Уралов» были поставлены в армейские структуры США, а потом широко использовались во время американской военной операции в Ираке: на их колясках монтировали противотанковые ракетные установки. А в 2020-ом году на западные рынки поступили и первые электрические «Уралы». Данная модель получила современную электрическую силовую установку, разработанную совместно с американской компанией Zero Motorcycles.
В настоящее время (после введения Западом широкомасштабных экономических санкций), производство на Ural Motorcycles остановлено. Во-первых, из-за невозможности покупок иностранных комплектующих. А, во-вторых, из-за сложностей с поставками на экспорт. Поэтому для компании решение о «переезде» в Казахстан воспринимается логичным. То бишь, по сути, является единственной альтернативой – полной (и окончательной?), остановке бизнеса. Дальнейшая рабочая схема чрезвычайно проста: всё «железо» производится «российским филиалом» и транспортируется в Казахстан, куда поступает и вся западная электроника с «прибамбасами», там же производится и окончательная сборка мотоциклов. В конечном итоге, на западные рынки поступают (совершенно легально), казахские «Уралы» …
Будут ли у Ural Motorcycles последователи «по переезду» в Казахстан? Вполне возможно. Но дело даже не в этом. Многие годы Руководство России настойчиво призывало: — «Необходимо создавать в стране комфортные условия для бизнеса…». И, очень похоже, что в Казахстане этим призывам вняли: ведь, НДС 12%, а также относительно дешёвое топливо/электроэнергия и являются, в конечном итоге, «комфортными условиями для бизнеса». Разве – нет?