Ага, фортель. Иначе, пожалуй, и не скажешь…. Кстати, слово «фортель» (пришедшее к нам в семнадцатом веке из Польши), обозначает «неожиданную выходку», «хитроумный приём» и «ловкую проделку». Хорошее такое слово, по крайней мере – ёмкое…. А ещё к сложившейся в Питере ситуации очень хорошо подходит знаменитая ленинская фраза, мол: — «Страшно далеки они от народа…». Честно говоря, уже и не помню, кого конкретно Владимир Ильич имел в виду. Но сейчас речь идёт о санкт-петербургских Властях (причём, всех мастей и рангов). Рассказываю…
Несколько лет тому назад (ещё до приснопамятной пандемии коронавируса), кому-то из питерских чиновников (или же депутатов?), пришла в голову судьбоносная идея, мол: — «Санкт-Петербург – это Северная столица России. А ещё наш славный город является крупнейшим центром международного туризма. И, понятное дело, должен полностью соответствовать (в том числе, и внешним обликом), этому высокому званию. Дабы, ёжики полосатые, неуклонно углублять и расширять высокодоходный туристический бизнес. А что для этого надо? Правильно, очень надо, чтобы Санкт-Петербург выглядел бы, как…. Ну, как «картинка», образно выражаясь…. Только, вот, «картинку» эту благостную ужасно портят гадкие «маршрутки». И выглядят они допотопно и не современно. Никакой, понимаешь, «столичной эстетики». И обшарпаны местами. А их водители, вообще, мрак сплошной и неисправимый: гастарбайтеры из Средней Азии – в подавляющем большинстве, получившие права незнамо где. И гоняют они по городу, морды наглые, не приведи Господь…. Не, с этой пагубной ситуацией (дабы Питер не позорить), надо срочно что-то делать. Впрочем, почему – «что-то»? Всё же предельно ясно. Надо все эти частные и мутные «маршрутки» ликвидировать, жалости не ведая. И заменить их на современные, эстетичные и безопасные «городские автобусы», которые будут находиться под полным контролем городских Властей. Шик, блеск и красота, короче говоря. Ну, и полный порядок…».
И однажды наш чиновник (или же депутат?), поднялся на высокую трибуну и озвучил – перед другими чиновниками/депутатами – свою транспортную концепцию, которая была воспринята коллегами положительно, с полным пониманием и одобрением. А как, пардон, она ещё могла быть воспринята? У большинства питерских депутатов и чиновников всегда под толстыми попами имеются кожаные и удобные сиденья казённых автомобилей. Им что «маршрутка», что «городской автобус» – без разницы. Они их услугами не пользуются. И члены их семей не пользуются. И родственники. И друзья-знакомые. Мол, моветон…. Если казённая иномарка неожиданно сломалась? Не вопрос. В месячном бюджете чиновников/депутатов (на такой случай), солидный лимит на такси предусмотрен…. А тут, понимаешь, речь про «эстетику» зашла, которая однозначно позволит Северной столице поднять свой туристический имидж. Поэтому предложенная концепция замены ветхих «маршруток» на надёжные «городские автобусы» была принята единогласно. Мол, веление времени…. Согласовать новую транспортную концепцию с народом? Не, это дело государственное, простым умам недоступное. Не стоит…
Конечно, принять концепцию – это только одна десятая (если не сотая), часть дела. Надо саму концепцию (согласованную с Москвой, ясен пень), ещё в городскую Программу развития вставить. Финансами (всё в той же Москве), на словах разжиться. Потом эти финансы в годовой бюджет включить. Заключить Договора с производителями автобусов. К этим Договорам (со временем), Дополнительные соглашения (с изменением закупочных цен), присовокупить. И так далее, и тому подобное. Дел, как говорится, невпроворот. А путь, благодаря бюрократам отечественным, тернист и труден….
Но всё, как известно, когда-нибудь заканчивается. Вот, и давняя задумка безвестного чиновника (или, всё же, депутата?), на днях была воплощена в жизнь. В том смысле, что все «маршрутки» в Питере были успешно и планово заменены на «городские автобусы». И местные чиновники/депутаты застыли в ожидании…. В ожидании чего или кого? В ожидании длинных очередей, состоящих из счастливых горожан, пришедших поблагодарить своих «слуг народных» за хорошо проделанную работу. Только, вот, никто не пришёл. И слов благодарности почти не слышно….
А что, собственно, случилось? Последствия фортеля наступили, и не более того. Например, мой сын раньше добирался на работу (из Купчино в Невский район) за 35-40 минут, пользуясь услугами одной «маршрутки». Теперь он ездит на двух «городских автобусах» (с пересадкой), затрачивая на этот маршрут уже примерно час с маленьким хвостиком. И с обратной дорогой домой – та же история. То бишь, десятки тысяч горожан (если не сотни?), после отмены «маршруток» стали тратить времени (на дорогу до работы и обратно), почти в два раза больше. Во-первых, из-за того, что многие маршруты стали короче и приходится ехать с пересадками. Во-вторых, неповоротливые «городские автобусы» передвигаются по городу гораздо-гораздо медленней шустрых «маршруток». В-третьих, раньше на улицах города «маршруток» было значительно больше – чем нынче «городских автобусов» (гораздо более вместительных), следовательно, и ждать на остановках сегодня приходится дольше…
И что мы имеем в конечном итоге? А классическую «медаль», у которой, как всем известно, две стороны. На стороне чиновников/депутатов (которые как ездили на казённых машинах, так и ездят), улучшенная городская «картинка» и дополнительная «эстетика». А на стороне простых горожан – дополнительные трудности/сложности и целая куча бездарно потерянного времени, которое и дальше будет также бездарно тратиться…. И что важней? Вопрос, понятное дело, риторический. Всё – как и всегда. Мол: у бар и холопов – разные ценности и «правды»…