Многим обычным гражданам в череде постоянных волн кризиса, санкций, каких-то новшеств и прочего могло показаться, что про них особо никто не думает. У населения часто возникают спорные ситуации и недопонимание в области коммунальных услуг. Теперь за эту сферу тоже взялось государство — причем в нашей стране все и всегда происходит несколько нестандартно, с «приключениями». Без этого не обошлись и в изменениях в области контроля за управляющими компаниями. ГИС ЖКХ: перенос сроков на 2019 год — все новости про появление информационной службы, а также как решено наказывать нерадивых посредников.
Официальный запуск информационной системы ЖКХ
Появление ГИС ЖКХ привело к заметным изменением в сфере оказания коммунальных услуг, особенно в работе управляющих компаний. После «шалостей» таких организаций с начислениями ОДН были введены определенные показатели на законодательном уровне. Теперь же контроль за всеми видами финансовых операций можно будет осуществить в считанные минуты. Это, как минимум, ограничивает нездоровое желание управляющих компаний закладывать чрезмерные тарифы за свои услуги.
По первоначальной задумке система со всей информацией должна была начать функционировать с начала 2017 года. В результате этого не произошло, сроки были передвинуты, причем обе столицы и Севастополь получили дополнительные лимиты времени.
Закон РФ, касающийся информационной системы, уже окончательно принят, теперь сроки для полноценного внесения информации таковы:
- Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — с 1 июля 2019 г.
- остальные города России — с 1 июля 2017 г.
Это лишь касается внесения всех данных в систему, т. е. к указанным датам все управляющие компании, ТСЖ и РСО должны регулярно отражать этапы своей финансовой и административной деятельности. Также они должны быть готовыми к планомерному выполнению своих обязательств, чтобы избежать экономических воздействий.
Обязательства управляющих компаний и санкции при их нарушении
Теперь все компании, занятые в сфере ЖКХ, обязаны отражать в ГИС не только свои адреса, реквизиты и перечень выполняемых работ. Дополнительно нужны сведения о договорах с самими получателями услуг и компаниями ресурсоснабжения.
Штрафы за несвоевременность, неполный объем или недостоверность внесенной информации уже введены. Для большинства российских городов такая ответственность наступила с 1 января 2018 года. Управляющие компании Севастополя и обеих столиц пока освобождены от этого. Для них обязанности и ответственность за их неисполнение наступят одновременно, т. е. с 01.07.2019 г.
Суммы штрафов уже определены:
- должностные лица — 30 т. р.;
- юридические лица в размере 200 т. р.
Штрафные санкции касаются не только ТСЖ и управляющих компаний — все организации, отвечающие за прием средств у населения, тоже будут нести административную ответственность. Отдельно стоит выделить и ответственность чиновников, задействованных при организации качественной работы созданной информационной системы. В случае сбоев они тоже попадают под административную ответственность в виде штрафов от 10 до 70 тысяч рублей.
На первых порах полноценной работы однократное нарушение будет караться предупреждением и только повторное облагаться штрафом. В последующем повторные случаи непредоставления данных или их неверное отражение в системе приведут к увеличению размера материальных санкций.
Помимо этого появится и еще одна мера воздействия — в случае нарушений, зафиксированных с 01.01.2018 года, управляющие компании будут лишены возможности начислять потребителям пени и штрафы. Для столиц и Севастополя эта мера начнет реализовываться с января 2020 года.
Первоначально предполагалось за невнесение данных в систему или их неверное предоставление давать право потребителям просто не оплачивать услугу. Позже от этой идеи было решено отказаться, введя вместо нее лишение права управляющих компаний взимать пени.
Вместе с таким воздействием на сами управляющие компании ожидается окончательная разработка мер для оператора системы. Деятельностью ГИС и контролем ее работоспособности будет заниматься «Почта России», сейчас обсуждается способ воздействия на случай сбоев системы или утраты данных по вине оператора.
Причины переноса сроков начала работы ГИС ЖКХ
Задумка с централизованной системой информации об услугах ЖКХ, всех произведенных и начисленных платежах, является хорошим способом отсечь недобросовестных посредников между поставщиками ресурсов и их потребителями. Также такая система позволит исключить факт имитации банкротства управляющих компаний. Правительство хотело как можно быстрее запустить систему в работу, но ни сами участники процесса, ни оператор, ни программа не обладали готовностью к экстренному старту.
Если рассматривать проблему более детально, то можно понять, что была и погрешность в сроках — первоначально всем компаниям, обязанным вносить данные в систему, явно не хватало времени на заполнение первичной информации. Ее объем был слишком значительный, что и привело к переносу сроков запуска, одновременно давая возможность всем посредникам исправить ошибки в договорах и других документах.
Пусть для ГИС ЖКХ объявили перенос сроков на 2019 год, но сам факт ее создания должен радовать рядовых граждан. Такая система усложняет жизнь посредников — теперь будет трудно как завысить тарифы, так и иногда покрутить деньги потребителей на счетах в банках перед отправкой к поставщикам тепла, света, газа и воды. Одновременно с этим потребители услуг обрели шанс на то, что правительство хотя бы попытается установить контроль за соблюдением нормативов и не позволит управляющим компаниям откровенно завышать стоимость оказываемых услуг или заниматься банальным сбором денег за нечто эфемерное.