Boeing до 2041 года поставит клиентам «всего» 41 170 новых самолетов. Предположим, что до 2030 года будет тяжёлый период для мировой экономики и на него придётся не 8/19, а 6/19 всего числа. Это значит 13000 самолётов поставит одна компания.
В России за этот же срок клятвенно общеают произвести 428 бортов плюс переделать 136 SSJ-100. Конечно же, мы уверены, что чиновники выполнят все планы! Они же берут пример с Солнцеликого Вождя, а твёрдость царского слова нам всем хорошо известна.
По самым оптимистичным подсчётам объем выпуска российского авиапрома составит до 2030 года 4,3% от выпуска одного только Boeing. Честь и хвала нашим инженерам, которые могут создать вполне летающие и даже почти конкурентные самолёты при кратко меньших инвестициях.
Но экономика остаётся беспощадной — если у вас в 20 раз меньше выпуск, значит доля расходов на производство в каждой единице в двадцать раз больше. Или же вы в 20 раз меньше тратите на разработку и исследования Что вам больше нравится — дорогие или устаревшие? Подозреваю, возьмут пакетное предложение с обеими опциями.
1. Прямо сейчас государство вкачивает миллиарды в субсидирование авиабилетов, от чего их цена даже упала. Аналогично в принципе со всем авиапромом, который живёт только на деньги государства. Но что будет дальше?
Прогнозируется дефицит бюджета в ближайшие три года. Но это пока предварительные планы. Уже в мае и июне нефтегазовые поступления в бюджет начали снижаться. Причем поступления от нефти по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с апреля сократились на 43%, по экспортной пошлине — на 58%, а от экспорта нефтепродуктов — на 79%.
Значительный вклад в доходы бюджета 1 квартала дал налог на прибыль. Он платится авансом по результатам предыдущих кварталов, а в начале года прибыль многие насчитали себе очень большую. Второй квартал… всё больше компаний заявляет, что у них так упали прибыли, что аванс с первого квартала закрывает все их платежи по этому налогу до конца года.
Хватит ли у государства ресурсов на поддержку и развитие авиаотрасли? Большой вопрос. Тем более, что мы видели, как легко меняются планы.
2. Госсубсиди перекрывают лишь часть рекордных убытков авиаперевозчиков, которые и так только начали оправляться после локдаунов. Пока запаса прочности хватает, но как долго ждать волну банкротств? Летать за рубеж могут почти исключительно борта российского производства. На цап-царапнутых Boeing доступно крайне ограниченное число стран и риски всё равно сохраняются.
Внутри страны вместе с падением реальных доходов населения спрос на перелёты тоже будет падать. Да и куда нашим согражданам летать? В Крым? Или на Камчатку?
Как долго смогут выдерживать авиаперевозчики, которые уже ставят самолёты на прикол и готовятся к техническому канибализму? Напомню, что именно приход дискаунтера «Победа» заставил снижать цены на пассажирские билеты. Банкротства приведут к уменьшению конкуренции, следом рванут вверх цены и для еще большего числа россиян перелёты станут недоступными.
3. Минутка оптимизма! Процессоры не являются слишком уж больной частью для авиации. Там используется широкая линейка — от древних Intel 80286 до устаревших на 10-15 лет 28-45 нм. Более современные редко. Поэтому такое вполне можно будет в нескольких чемоданах из Китая привезти.
Давайте подведём итоги. В плане импортозамещения наша авиация сделала даже не один, а серию шагов вперёд (см. видео). Если бы продолжалось спокойное развитие, то через 10-15 лет мы имели бы свой крепкий парк самолётов с использованием лучших мировых наработок и технологий.
Но теперь приходится сделать неимоверный рывок, разрывая все связки и ломая кости, перегружая бюджеты и "на ходу" изобретая заново то, что раньше спокойно могли бы купить. При этом постоянно вытаскивая из болота захлёбывающихся авиаперевозчиков.
Насколько эффективной вы считаете такую стратегию? Поделитесь в комментариях и не забудьте поставить лайк 😉
В России будет хорошо — телеграм-канал. Короткие новости, высказывания, мат и горение. +иногда статьи, которые здесь постить нельзя.
Волосатая семья — я, котики, мемы и ламповая атмосфера. Тут баню всех, кто не нравится мне или моим друзьям.