Представить советское песенное искусство без творений Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, этого великого дуэта композитора и поэта, двух нежно и беззаветно любящих друг друга мужчины и женщины, просто невозможно! Их песни пели, поют и, я уверен, ещё долго будут петь все, кто ценит настоящее искусство и самые искренние и глубокие чувства!
Одной из таких песен является «Мелодия» — потрясающий гимн Любви и величественная ода Музыке, в которой так трепетно переплелись высокие чувства к Женщине и бескорыстная преданность Искусству.
Николай Добронравов писал текст уже к готовой музыкальной теме, достаточно сложной в ритмическом плане. Александра Пахмутова долгое время была уверена, что сочинённая ей мелодия так и останется инструментальной композицией. Она не верила, что из неё может получиться песня.
Часто она [Александра Пахмутова] пишет сперва мелодию, а уже потом я сочиняю к ней текст… Расскажу на примере «Мелодии». Мы жили тогда в Рузе, и однажды вечером Аля говорит: «Коля, послушай одну новую мелодию, я сама ещё не могу понять, интересна она или нет. Послушай, стоит из нее что-то делать?» Сыграла. Я говорю: «Аля, не знаю, но мне кажется, это потрясающе». Я не очень чисто пою, но плохую музыку от хорошей всегда отличу. Ну, в общем, взялся я за эту Алину тему.Первая строчка возникла сразу: «Ты моя мелодия». По законам стиха вторая должна быть примерно такая: «Я твой дорогой». Третья: «Ты моя хорошая». И четвертая: «Снова мы с тобой». А точно, исходя из ритма пахмутовской мелодии, получилось: «Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей».Здесь ритм постоянно меняется, каждое слово ударное. В стихах так бывает крайне редко. Безумно сложная подтекстовка. Я над ней работал два года! Выпустил за это время сборник стихов…
Чтобы наиболее полно понять смысл песни "Мелодия", нужно вспомнить древнегреческий миф о сыне речного бога Орфее и его возлюбленной, прекрасной нимфе Эвридике. Их любовь и верность друг другу были настолько сильными, что вызывали зависть и восхищение у окружающих. Но у этой любви был короткий век. Однажды Эвридику ужалила змея, и она умерла. Безутешный Орфей попытался вернуть свою любимую к жизни и даже смог своим волшебным пением растрогать бога подземного царства Аида. Но, возвращаясь вместе с Эвридикой из Царства мёртвых, Орфей не смог выполнить обещание не оборачиваться назад… И Эвридика исчезла навсегда. Впавшему в отчаяние Орфею пришлось дважды оплакивать смерть своей любимой жены.
Мифологический Орфей вот уже тысячелетия являет собой образец преданной любви и верности одной-единственной возлюбленной. Так и не смирившийся с горем, Орфей умер через четыре года после кончины Эвридики. Во время праздника в честь бога виноделия Вакха пьяные женщины-вакханки, разъярённые отсутствием к ним внимания со стороны Орфея, накинулись на непокорного мужчину, который вопреки всем соблазнам хранил верность своей умершей возлюбленной. После чего и соединились две любящие души в Царстве теней, сохранив друг другу верность.
- Свою огромную популярность трогательная и проникновенная песня "Мелодия" приобрела в 1973 году в исполнении замечательного Муслима Магомаева. Долгое время эту песню в исполнении какого-либо другого певца представить себе было крайне сложно!
Но в феврале 2011 года в программе "Достояние Республики", посвящённой творчеству Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, песня "Мелодия" прозвучала в исполнении Николая Носкова…
Помню, какое потрясение я пережил! Так проникновенно, до самой глубины души, и так отчаянно мощно спел её Николай Носков, что по реакции Александры Николаевны было видно, насколько она впечатлена и поражена этой "роковой" трактовкой её баллады о вечной любви!
P.S. Желаю доброго здоровья Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову! Выздоровления и долгих лет жизни Николаю Носкову!