Да, именно так: автобусы уже пылают вовсю (за полтора месяца дотла выгорело четыре автобуса), а сам скандал, связанный с проведением Транспортной реформы в Питере, ещё только разгорается. То бишь, набирает обороты. И в его пламени «рискуют сгореть» многие местные чиновники. Скорее всего, сам-то Губернатор (Александр Беглов), и на сей раз выйдет сухим из воды. Только для этого ему придётся принести серьёзную сакральную жертву: отдать «на растерзание» пару-тройку своих замов (то бишь, вице-губернаторов), и с десяток чиновничьего люда помельче. Поговаривают, что уже и Следственный комитет, и Генеральная прокуратура находятся «на низком старте». Рассмотрим данную ситуацию более подробно…
Кому конкретно (лет так пять-шесть тому назад), пришла в голову идея поменять в Санкт-Петербурге все маршрутки на «комфортабельные» городские автобусы, уже и не установить (все «кандидаты» решительно уходят в отказку). Но тогда городские депутаты эту идею дружно и весело поддержали, затем разработали концепцию самой Транспортной реформы и отправили её в Москву – на утверждение. Москва, понятное дело, поломавшись немного для приличия и внеся несколько незначительных изменений, концепцию утвердила, и даже (чуть позже), и бюджет Транспортной реформы согласовала. А потом началась пандемия коронавируса, и всё задуманное пришлось отложить…. Но как только пандемия (официально), отступила, питерские чиновники взялись за Транспортную реформу с удвоенной энергией. И уже ничто не могло их остановить: ни начавшаяся специальная воинская операция на Украине, ни западные экономические санкции, очень существенно ударившие как по российским, так и по белорусским автопроизводителям. Создалось устойчивое впечатление, что они (питерские чиновники), торопились изо всех сил. Из нетленной серии: — «Надо спешить, пока Москва не опомнилась. Остановят, ведь. Даже денег потратить не успеем…». А деньги-то на Транспортную реформу Санкт-Петербурга, надо заметить, выделены большие – всего порядка 193 миллиардов(!) рублей. Ни хухры-мухры. Для любого чиновника даже «постоять рядом» с такими деньгами – за счастье. И приятно, и, в большинстве случаев, росту личного благосостояния очень даже способствует…
Немного про цели/задачи (официальные, понятное дело), проводимой в Санкт-Петербурге Транспортной реформы. Цель первая – увеличить безопасность пассажиров общественного транспорта. Цель вторая – за счёт разработки (с привлечением современных компьютерных программ), оптимальных маршрутов общественного транспорта повысить уровень комфорта для пассажиров. Цель третья – взять под контроль городских и муниципальных Властей оборот финансовых средств, связанных с общественным транспортом…
А теперь про некоторые промежуточные итоги/результаты «питерской» Транспортной реформы на сегодняшний день. О повышении безопасности – даже говорить не приходится: прямо на маршрутах сгорели дотла два автобуса марки ЛиАЗ и два автобуса марки МАЗ, никто из пассажиров только чудом не пострадал. Ещё известно, как минимум, о двенадцати локальных возгораниях автобусов, которые были успешно ликвидированы. И если причины возгораний ЛиАЗов ещё только расследуются, то по МАЗам уже есть основная версия. Авторитетные технические эксперты считают, что причиной возгорания МАЗов является (с высокой степенью вероятности), спешная замена двигателей Mercedes и американской коробки передач Allison Transmission, которые раньше устанавливались на новые автобусы, на китайские двигатели Weichai и коробки передач Fast Gear…. Это что же у нас получается? В МАЗах были наспех заменены два важнейших элемента, а питерские чиновники, не затребовав результатов комплексного тестирования на безопасность, эти автобусы закупили? Мол, так торопились бюджетные деньги «освоить»? А если бы при возгораниях (не дай Бог, конечно), были бы человеческие жертвы? Слов нет…. Теперь про «уровень комфорта». Многие петербуржцы просто в шоке: большинство привычных маршрутов стали значительно короче, поэтому, зачастую, до метро приходится добираться с пересадками. А ещё горожане жалуются на то, что стали больше денег тратить на проезд, да и и время на дорогу на работу (и обратно), выросло в полтора-два раза. Некоторые улицы в южных районах города, вообще, остались без общественного транспорта. Промзоны «Парнас» и «Мега», в которых работает достаточно много горожан, остались без прямых маршрутов от станций метро. И так далее, и тому подобное. На отдельных маршрутах автобусы хронически переполнены. И это летом. Что будет после 1-го сентября, когда начнутся занятия в школах и ВУЗах, даже страшно представить. Бардак полный и беспредельный, короче говоря, за который местные чиновники обязаны, просто-напросто, серьёзно ответить…
Ну, и про «финансовую составляющую» разгорающегося скандала. На сегодняшний момент – в рамах Транспортной реформы – Санкт-Петербург закупил более 2000 новых автобусов четырёх марок: Volgobus, ЛиАЗ, КамАЗ и МАЗ, для чего было проведено порядка 15 тендеров. И, в большинстве случаев, победу в этих тендерах одержали дилеры заводов-изготовителей. Или же компании, которые себя «дилерами» только называли. Возникают вопросы. А зачем, вообще, на эти тендеры приглашали посредников? Почему не был сделан чёткий акцент на прямые Контракты с заводами-изготовителями? Может, потому, что у дилеров предусмотрена «дилерская наценка», которой они готовы делиться (уже поделились?), с чиновниками?
Так что, многие петербуржцы будут только рады, если к расследованию вышеизложенных фактов активно подключатся Следственный Комитет и Генеральная Прокуратура. Причём, чем скорей – тем лучше. Пока жулики следы не замели…