Долговая политика РФ на 2017-2019 годы предусматривает умеренное увеличение государственных заимствований. Согласно прогнозам Минфина, отношение госдолга к ВВП достигнет 15,7%, что приведет к увеличению затрат на обслуживание задолженности. Несмотря на данную тенденцию, уровень долговой нагрузки на бюджет далек от критического рубежа.
Планируемое увеличение нагрузки
Повышение нефтяных котировок и восстановление экономического роста обеспечили бюджет дополнительными поступлениями. Однако расходы государственной казны продолжают превышать запланированные доходы, что вынуждает чиновников искать дополнительные источники финансирования.
В 2015-2016 гг. правительство активно использовало ресурсы Резервного фонда, которые помогли преодолеть негативные последствия кризиса. В результате запасы полностью исчерпались, что подтолкнуло правительство наращивать долговые обязательства.
В рамках утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг., отношение государственного долга к показателю ВВП будет увеличиваться с 13,2% до 15,7%. Это приведет к росту затрат на обслуживание госдолга до 5,4% (по итогам 2016 года данный показатель составлял 3,8%).
Представители Минфина подчеркивают, что изменение объема государственных заимствований будет связано с макроэкономическими факторами. Данный инструмент поможет преодолеть следующие угрозы для устойчивого развития национальной экономики:
- Замедление роста мировой экономики.
- Геополитическая напряженность.
- Снижение спроса на сырьевых рынках, которые являются ключевыми для РФ.
- Структурные дисбалансы российской экономики.
- Падение уровня инвестиций.
- Ухудшение демографических факторов.
Чиновники считают, что заимствования станут ключевым источником покрытия дефицита бюджета. Относительная доля данного инструмента в 2019 году превысит 90% (в 2016 году за счет госдолга финансировалось 20% дефицита). При этом чистые внутренние заимствования достигнут рубежа 1 трлн руб., что вдвое превышает показатели 2016 года. Внутренний долг будет наращиваться за счет дополнительного выпуска ОФЗ.
Чистые внешние заимствования будут постепенно сокращаться:
- 2017 год – на 21,2 млрд руб.;
- 2018 год – на 60,1 млрд руб.;
- 2019 год – на 12,2 млрд руб.
Несмотря на умеренный уровень госзаймов, представители Минфина отмечают потенциальные риски утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг.
Потенциальные угрозы
Объемы заимствований Минфина на внутреннем рынке увеличатся на 60% и достигнут уровня 1,6 трлн руб. год. Несмотря на подобную динамику, уровень госдолга РФ остается относительно низким, подчеркивают чиновники. Однако наличие существенных бюджетных рисков может привести к чрезмерному росту долговой нагрузки. Наиболее пессимистичный сценарий предполагает невозможность привлекать кредитные ресурсы в целевых объемах, что чревато негативными последствиями для государственных финансов.
Эксперты отмечают изменение структуры госдолга, что будет оказывать воздействие на устойчивость финансовой системы. Доля нерезидентов достигла отметки 32%, однако дальнейшее наращивание займов приведет к изменению данной пропорции. Иностранцы не будут существенно увеличивать свои инвестиции в российский госдолг, избегая чрезмерных рисков. В результате Минфин сможет рассчитывать только на средства отечественных инвесторов.
Около 75% госдолга приходится на ценные бумаги, львиная доля которых номинирована в рублях (71%). Долговая политика РФ на 2017-2019 гг. предусматривает выпуск новых еврооблигаций, которые на современном этапе позволят сохранить присутствие на международном рынке. Облигации будут размещаться в долларах, однако чиновники допускают выпуск облигаций федерального займа в евро. Кроме того, ведомство не исключает размещение ОФЗ в юанях, что позволит привлечь китайских инвесторов.
Также в Минфине планируют изменить законодательные ограничения для глобальных банков. Крупнейшие финансовые учреждения смогут самостоятельно открывать счета в Национальном расчетном депозитарии, что ранее разрешалось только центральным регуляторам. Данное нововведение облегчит выкуп госдолга РФ со стороны нерезидентов.
Необходимые объемы заимствований могут оказаться существенно ниже, если произойдет снижение дефицита бюджета. В рамках оптимистичного сценария доходы государственной казны могут превысить расходы уже в 2018 году.
Динамика дефицита
Восстановление положительной динамики нефтяного рынка привело к улучшению бюджетных показателей. В результате дефицит бюджета в 2017 году составил 1,6% ВВП или 1,5 трлн руб., что существенно лучше предыдущих прогнозов правительства. Ранее чиновники планировали, что данный показатель достигнет 2,5% ВВП.
В начале 2018 года стоимость нефти преодолела отметку 70 долл./барр., что является положительным сигналом для российской экономики. Подорожание «черного золота» приводит к увеличению нефтегазовых доходов государственной казны. Сохранение позитивной тенденции нефтяного рынка приведет к дальнейшему сокращению дефицита бюджета, что позволит снизить объемы заимствований со стороны Минфина. В результате объемы госдолга начнут снижаться, а затраты на обслуживание задолженности достигнут докризисного уровня.
Видео о внутреннем госдолге России:
[fvplayer id=»268″]