Классическое определение: бизнес (предпринимательство) – это одно из основных занятий для лиц трудоспособного возраста в условиях рыночной экономики, источник экономического и социального развития общества. И во многих странах мира это определение работает: да, занятие; да, источник развития. Но только, увы, не в нашей с вами России…. У нас, к сожалению, более актуально другое определение: предпринимательство – это деятельность, направленная сугубо на систематическое и регулярное получение прибыли. Попробую объяснить более подробно…
В современной России предпринимательство делится на две составные части. Часть первая (успешная и финансово-ёмкая) – это Бизнес (да-да, с «большой» буквы). Бизнес – это очень плановый и выверенный процесс, всегда основанный на чётком эксклюзиве/преференциях или же на монопольных проявлениях. Этот процесс не терпит публичности и суеты. Всё разыгрывается спокойно – как по нотам. И – в конечном результате – в заданных точках А, В, С выпадает «бабло». Причём, выпадает оно в строгом соответствии с план-графиком и той валюте, которая была запланирована…. Вторая часть российского предпринимательства называется коротко и ёмко – «головняк». Это даже и не процесс, а так, нечто рваное и бестолковое. Локальные успехи неизменно сменяются хроническими неудачами. Сплошные собрания, совещания и авралы. Проверка на проверке и проверкой погоняет. Кадровая текучка и общая нервная обстановка. И, главное, что в заданной точке А прибыль практически не выпадает. А если и выпадает, то крайне редко и в совершенно мизерных размерах…
Несколько примеров Бизнеса (успешного, понятное дело). Пример первый. Сейчас у отечественных чиновников очень модно – делать «бабки» на фондовых биржах. Вот, лет десять тому назад космодром «Восточный», как раз, начали осваивать. Объявили несколько тендеров по конкретным строительным объёмам, причём, каждый из этих тендеров – на сотни миллиардов рублей. Естественно, что многие крупные российские компании, чьи акции котировались на фондовых площадках, подали свои заявки на участие. А после этого на Московской фондовой бирже началась самая натуральная лихорадка, совместно со свистопляской. Цены на акции строительных компаний (на волне противоречивых слухов с космодрома), скакали вверх-вниз самым причудливым и непредсказуемым образом. А потом, когда тендеры были завершены, а их победители объявлены, всё и закончилось. В чём тут суть? А в том, что «Главный по космодрому» заранее выбрал, договорившись об «откатах», победителей. И поэтому во время биржевой паники его доверенные люди чётко знали: какие акции и почём скупать, а какие и когда, наоборот, продавать. Прибыль, говорят, «Главным по космодрому» была нажита (практически на ровном месте), просто колоссальная. Рогозин, «откомандированный на космос», потом очень долго разбирался с последствиями…. Пример второй. Валентина Матвиенко курировала в Совете Федерации вопросы, связанные с газификацией. А Юрий Борисов отвечал за те же вопросы в Правительстве России. Через некоторое время их сыновья (Сергей Матвиенко и Александр Борисов), стали крупными акционерами компании «Подводтрубопроводстрой», которая вскоре и стала одним из основных подрядчиков АО «Газпром». Просто очень выгодный Бизнес, и ничего личного…. Пример третий. Был я с годик назад откомандирован в один дальневосточный город средней крупности, в котором более 80% розничной торговли продовольственными товарами и алкоголем контролировались торговой сетью под названием «Вкуснятина» (название, понятное дело, изменено). Поинтересовался – почему? Мне и ответили, мол: — «У этой торговой сети – два Учредителя: сын здешнего Прокурора и зять местного Главы «Роспотребнадзора». Так что, этим ребяткам никакие конкуренты не страшны. Вмиг – прижучат, разорят и босыми по миру пустят…».
Резюмирую. Весь более-менее выгодный/рентабельный Бизнес в нашей стране уже давно поделен между «своими». То бишь, между «ихними». А если у конкретного предпринимателя нет родственников/друзей/приятелей из Сильных мира сего, то всё, обречён он, бедолага, на бесконечный и безрадостный «головняк»: работы выше крыши, нервы вагонами тратятся, а денег – и не густо совсем…