Наработки по созданию крыла обратной стреловидности и композитным материалам в проекте истребителя Су-47 «Беркут» используются сегодня при создании отечественных беспилотников. Об этом сообщили ТАСС в госкорпорации Ростех по случаю 25-летия первого полета опытно-экспериментального самолета Су-47, разработанного Опытно-конструкторским бюро (ОКБ) П. О. Сухого (входит в Объединенную авиационную корпорацию, ОАК).
Как говорится в статье ТАСС «Черное крыло «Беркута»: как создавали истребитель Су-47″, информацию для которой предоставил Ростех, «колоссальные знания о крыле обратной стреловидности из композитных материалов, полученные на испытаниях «Беркута», используются при создании беспилотных летательных аппаратов и гражданских самолетов».
Крыло обратной стреловидности обладает меньшим индуктивным сопротивлением, что повышает взлетно-посадочные характеристики самолета, маневренность, дальность полета на дозвуковой скорости. Но создать такое крыло — сложная задача, при достижении определенных скоростей полета может произойти разрушение всей конструкции. Добиться высоких жесткостных характеристик позволило использование композитных материалов.
Изготовить панели для крыла обратной стреловидности для «Беркута» поручили Обнинскому научно-производственному предприятию «Технология» (входит в Ростех).
В панелях использовался новый материал, разработанный ВИАМ, который не уступал по своим характеристикам лучшим в 1980-х годах мировым образцам углепластиков. «Это было непростое время. Закрывались заводы, в целом ситуация была сложная. А мы получили заказ на изготовление крыла обратной стреловидности для Су-47. Это колоссальный опыт, который послужил прорывом не только для авиации, но и для нашего производства. Был внедрен метод автоматизированной выкладки изделий для авиационной техники, доведены до высокого качества материалы, да и для рабочих это была отличная практика», — рассказал оператор станков с программным управлением ОНПП «Технология» Александр Конашенков.
На истребителе Су-47 «Беркут» удалось внедрить целый ряд новых конструктивных и технических решений, которые ранее не применялись на самолетах подобного класса: реализация большой степени продольной статической неустойчивости, использование в конструкции крупногабаритных фрезерованных панелей двойной кривизны и композиционных материалов в нагруженных элементах конструкции планера и т.п.
О «Беркуте»
Су-47 — самолет с крылом обратной стреловидности, был опытно-экспериментальным образцом, предназначенным для отработки компоновочных, технических и технологических решений в рамках работ по истребителям нового поколения. Поднял машину в воздух летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев в сентябре 1997 года. Этот экспериментальный истребитель показал, что современные материалы позволяют создавать конструкции, которые раньше казались фантастикой.
«Беркут» был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС-1999, где совершил показательный полет.