Будет ли второй иностранный язык в школах – это тот вопрос, который уже на протяжении многих лет интересует и школьников и их законных представителей.
И не зря: новый предмет – это значит повышение нагрузки на учащихся и изменение школьной программы.
Второй иностранный язык по ФГОС уже ввели в школах с 2015 года. Какой это именно язык – определялось каждой школой индивидуально. Но планируются ли какие-то изменения?
Кто решает, будет ли второй иностранный язык в школьной программе?
В законе об образовании прописано, обязателен ли второй иностранный язык в школе. Но введение такого языка – это скорее рекомендация, а не строгое правило.Второй язык начали внедрять уже несколько лет назад, но практика не получила массовости, в основном, из-за недостатка квалифицированных специалистов.
Сейчас, будет ли преподаваться второй иностранный язык в школе в 2022-2023, решает образовательное учреждение, которое планирует такие изменения в школьной программе.
Образовательное учреждение может учесть предпочтения родителей в этом вопросе. Но оставляет за собой право окончательного решения.
По закону родители могут выбрать изучаемую дисциплину из перечня, который предоставит школа. Но не могут настаивать на абсолютно любом языке, который им хочется видеть. Таким образом, школа принимает решение самостоятельно.
Плюсы и минусы введения второго иностранного языка в школе
Если в закон об образовании 2022-2023 году внесли бы изучение дополнительного языка как обязательное, то в этом случае нужно учитывать все возможные нюансы.Преимущества введения новой дисциплины:
- Расширение штата и обеспечение новыми рабочими местами специалистов узких направлений.
- Развитие личности школьника со всех сторон и увеличение его кругозора.
- Большие перспективы, которые открываются перед учащимися. В будущем будет больше возможностей путешествовать, найти высокооплачиваемую работу за рубежом, взаимодействовать с людьми из разных стран и налаживать общение.
- Перспективы для дальнейшего образования. Знание ещё одного языка является преимуществом и может помочь поступить в Высшее учебное заведение более широкой направленности.
- Тренировка памяти, развитие интеллекта школьника, и других когнитивных способностей.
- Положительное влияние на будущую профессию и предполагаемый карьерный рост. В настоящее время многие работодатели указывают в требованиях к вакансии «знание иностранного языка будет преимуществом». Обладая таким «бонусом», можно получить больше шансов на карьерное развитие и желаемую вакансию.
Обязателен или нет для освоения второй иностранный язык – вопрос спорный, поскольку имеет и существенные минусы.
Среди них:
- В значительной степени увеличится нагрузка на учащихся. Школьная программа и без того очень насыщена и школьникам приходится осваивать множество дисциплин. Дополнительный предмет может отрицательно повлиять на самочувствие.
- Для учащихся некоторых профильных классов актуальность изучения этой дисциплины очень сомнительна. Например, тем, кто обучается в классах технической направленности, дополнительная нагрузка в таком виде не нужна совсем.
- Отсутствует необходимая методическая база, а также компетентные учителя, которые смогут обеспечить качественное усвоение материала. Таким образом, уровень знаний останется на довольно низком уровне.
- Дополнительные траты. Если преподавание не будет обеспечено на нужном уровне, родителям, скорее всего, придётся нанять репетитора.
- На выполнение домашних заданий будет уходить много времени. Если язык будет преподаваться два раза в неделю, то этого времени не хватит на полноценное усвоение материала. И поэтому, большую часть ученикам придётся изучать дома самостоятельно.
Нужно оптимизировать сам процесс обучения и учесть все риски, прежде чем реализовывать нововведения.
Возможно ли отказаться от изучения второго иностранного языка?
Иногда учащимся и их родителям приходит в голову вопрос, а можно ли вообще отказаться от изучения ещё одного языка.Поскольку изучение дополнительной дисциплины прописано в федеральном стандарте образования, то этот закон менять запрещено. Ни ученик, ни родитель не могут по собственной прихоти отказываться от обучения, когда в школе язык уже введён.
Но вариант, как отказаться от второго иностранного языка, всё-таки, есть. Для этого должна быть одна из двух основных причин, которые принимаются учебными заведениями почти в равной степени.
Изучение ещё одного языка в школах – практика не самая популярная. По мнению родителей и работников сферы образования, учебный план и без того перегружен. Поэтому введение дополнительной дисциплины – лишнее.
Причины для полного исключения языка следующие:
- Желание родителей. Поскольку родители или законные представители несут полную ответственность за своих подопечных, то им и принимать решение, нужно ли изучать второй иностранный язык. На формат и процесс обучения родители не имеют право влиять. Но они могут решить, стоит ли дисциплина того, чтобы выделить ей место в программе обучения. Решение должно приниматься коллективно (а не в формате «один отказался, но другие продолжают»). Родители в праве как потребовать отмены новой дисциплины, так и попросить школу предоставить все условия для изучения второго иностранного языка.
- Отсутствие условий. Ключевым фактором введения нового предмета является наличие у школы возможностей. Под возможностями понимается принятие в штат педагога. На это необходимо выделить ставку, учебные часы, и всё, что необходимо для преподавания. Если школа не располагает достаточным бюджетом, не может найти персонал, то требование родителей может и будет отклонено. В этом случае возможности школы поставлены в приоритет. Если их нет, то и занятия проводиться не будут, независимо от того, какое решение было принято коллективом родителей. Но в то же время, родители могут и отказаться от изучаемой дисциплины даже в процессе обучения.
Отменят ли второй иностранный язык в 2022-2023 учебном году?
Около 65% опрошенных родителей считают, что в школе нужна отмена второго иностранного языка. Они объясняют это тем, что квалифицированных специалистов не хватает, детей в классах много, и качество обучения при этом будет очень низким.Нагрузка в то же время останется высокой, что отрицательно скажется на здоровье детей, вызывая стресс.
Но есть и другое мнение. Допускают возможность того, чтобы оставить второй язык в программе, но только для тех, кто захочет и тех, кому он может понадобиться. Предмет должен будет войти в категорию бесплатного дополнительного образования.
Крайне мала вероятность того, что дисциплину полностью отменят. Но вопрос того, включать ли его в программу полноценно будет зависеть от желающих работать специалистов, а финальное решение, по-прежнему, останется в ведении школ. Тема всё ещё обсуждается в Министерстве просвещения, и в учебных организациях отдельно.
Этот вопрос довольно давно уже находится на рассмотрении, но повсеместно внедрить желаемые изменения пока не удаётся. Обновлённый ФГОС должен помочь урегулировать процесс введения нового языка в учебную программу. А пока решения принимаются в соответствии с возможностями школ.