Я часто сталкиваюсь с одной проблемой — по какой-то причине очевидные вещи вызывают множество вопросов у далеко не самых глупых людей. Друзья и знакомые раз за разом просят пояснить слова или действия одних и тех же политиков, общественных и публичных деятелей, руководителей и представителей власти различных государств. После объяснений, что эти слова или действия продиктованы принадлежностью их инициаторов к определенной группе, которая преследует «такие и такие» интересы, человек вроде бы удовлетворяется ответом. Но очередные перлы и телодвижения тех же персонажей вновь вызывают все те же вопросы — «зачем?», «почему?» и т.д. Вроде бы объяснял… Что же случилось с предыдущей информацией?
А все просто. Эта информация воспринимается не как часть чего-то большего, а лишь как отдельный самостоятельный блок. Не найдя ему должного места, мозг со временем засовывает этот блок в дальний чулан памяти или просто забывает.
Представьте, что вы нашли красивое цветное стеклышко. Оно вам понравилось, вы изучили его цвет, форму, материал. Но если вам это стеклышко некуда применить, если у вас нет дома структурированной мозаики куда бы это стеклышко подошло, дополняя целостную картину, вы его выкинете или, рано или поздно — потеряете.
Так и с информацией. Большинство представителей современных нам поколений (особенно те, что помоложе) не имеют общей, структурированной картины мира. Видя в ленте очередную новость, они воспринимают ее как некий самостоятельный, отдельный субъект информационного поля, на который реагируют или положительно или отрицательно. Но тут и таится опасность. Вырванное из общей структуры отдельное событие нельзя оценивать со знаком плюс или минус. Безотносительно общей картины мира это событие вообще нет никакого смысла рассматривать.
Есть такое понятие, как «Клиповое мышление» от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Узнали «Tik-Tok»? Собственно, потому он и стал популярным, так как отражает образ мышления огромного числа наших современников. У такого образа мышления есть даже свои плюсы. Некоторые специалисты утверждают, что оно являет собой защитную реакцию организма на немыслимый ранее массив информации, свалившийся на человечество в эпоху информатизации. Клиповое мышление защищает мозг от перегрузки, развивает многозадачность, ускоряет реакцию… Однако минусы перекрывают все это с лихвой!
Люди с фрагментарным мышлением имеют низкую концентрацию, поверхностное восприятие, трудности в обучении и усвоении информации. Но что более страшно — они подвержены манипуляциям и обладают ослабленной эмпатией. Идеальные претенденты на роль послушных овечек для недобросовестных политиков. Их легко сподвигнуть на самые разные, а порой и страшные поступки, начиная с голосования за нужного кандидата и заканчивая «колумбайном» и даже госпереворотом. Достаточно лишь правильно подобрать соответствующий месседж.
Бороться с явлением клипового мышления сложно, но пускать дело на самотек опасно. Тем более в эпоху тотальной информационной войны. Уверен, что наличие целостной картины мира, заложенной в человека со школьной скамьи, части мозаики которой он будет в течение жизни укладывать в предназначенные для этого места, может решить проблему фрагментарного мышления современных поколений. Ко всему прочему, это позволит человеку уже на начальном уровне потребления информации относится к ней критически, отсеивать фейки и хакмор*, распознавать в отдельных, на первый взгляд безвредных явлениях, части спланированных деструктивных атак.
Сформировать такую целостную картину мира могли бы специальные, скажем так — кроссплатформенные (междисциплинарные) уроки в школах. На которых учащиеся изучали бы:
- основные исторические вехи и поворотные точки развития человечества в целом и российского государства в частности;
- позитивные и опасные общественные тенденции;
- эволюцию норм морали, устоев, правил социального поведения;
- современные ключевые политические, экономические, идеологические, религиозные силы на мировой арене (не как абстрактные, теоретические явления где-то там, а как элементы окружающей учеников реальности);
- российскую государственную политику с объяснением причинно-следственных связей.
И все это во взаимосвязи между собой. Данный список приведен на вскидку из того, что очевидно. Его можно и нужно дополнять. Главное отличие от уроков, например истории или обществознания — подача целостной картины мира сразу, в виде структурного каркаса основных явлений и более быстрыми темпами, нежели многолетнее изучение той же истории человека, начиная с древнейшего мира и заканчивая новейшим временем. А наполнять и обогащать этот «каркас» ученики будут уже на привычных всем узкопрофильных занятиях по истории, географии, и т.д. Уровень проработанности целостной структуры также можно усложнять по мере перехода в более старшие классы.
Согласитесь, проще вставить найденное стеклышко в заранее подготовленную для него ячейку большой мозаики, нежели пытаться сложить картину из горсти разрозненных элементов, не имея никакого каркаса.
И, безусловно, процесс формирования целостной картины мира, осуществляемый в раннем возрасте, должен быть защищен от внешнего влияния деструктивного контента. А для этого необходимо взять под национальный контроль сетевое пространство Рунета. Так как сегодня именно через сеть наши дети подвергаются атакам со стороны различных манипуляторов.
А как вы думаете, уважаемые подписчики? Свои мысли пишите в комментариях.
*Хакмор — «взлом морали». Данный термин предложил и ввел в научный оборот эксперт по этике Роман Титов. Более подробно с темой можно ознакомиться в его научной статье «Влияние фейка и хакмора на моральную структуру общества», а обсудить идеи в авторском Телеграм-канале Романа — «Фрактальная этика».