Данной статьей я хочу затронуть очень важную тему — информационную безопасность России в контексте распространения деструктивного контента.
Сподвигли меня на этот шаг три любопытные новости последних дней:
- Депутат Государственно Думы Андрей Гурулев заявил о необходимости создания отдельного министерства, которое бы занималось вопросами информационного противоборства;
- Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре Денис Майданов предложил запретить выступления артистов, признанных иностранными агентами, на концертных площадках, а также в эфире радиостанций;
- Владимир Зеленский поддержал петицию о запрете гражданам РФ вести любую творческую деятельность на территории Украины.
Как вы убедитесь далее, эти три новости тесно связаны между собой.
Итак, под формулировкой «деструктивный контент» я подразумеваю такой вид контента, который прямо или опосредованно, открыто или завуалированно подрывает конституционные основы Российской Федерации.
Сегодня уже никому не надо объяснять, что такое информационная война. Но не все осознают, что информационная война ведется не только путем фейковых вбросов в новостной фон. Это лишь одно из направлений и далеко не самое главное. Информационные атаки проводятся в кино и на телевидении, в музыке и театральных постановках, в художественной и учебной литературе, в компьютерных играх и публицистике, на сцене юмористических шоу и даже в области производства потребительских товаров. В данном случае под информационной атакой имеется в виду распространение «деструктивного контента» через перечисленные сферы деятельности человека.
Информационным атакам подвергаются такие сферы как:
- Массовая культура, творчество (ТВ, кино, театр, музыка, литература, различные виды искусств и т.д.);
- Образование;
- Религиозная деятельность;
- Просветительская деятельность;
- Актуальная новостная повестка;
- Социальное взаимодействие в сети Интернет.
В каждой из этих сфер, деструктивный контент облекается в соответствующие формы. В театре это может быть постановка с характерными сценами и смыслами. В музыке, кино и на ТВ это песни, фильмы и клипы с соответствующим текстами и видеорядом. И так далее — в каждой сфере своя форма.
Использование для подачи деструктивного контента сразу нескольких сфер одновременно дает синергетический эффект, в результате которого деформации подвергается сознание огромного числа людей. За актуальными примерами, к сожалению, далеко ходить не надо.
Я не хочу сейчас вдаваться в приведение подробных примеров деструктивного контента. Но думаю важно объяснить откуда в формулировке взялся «подрыв конституционных основ».
4 июля 2020 года, на всероссийском референдуме, граждане России внесли в Конституцию РФ ряд поправок, одна из которых затронула пункт «в» части 1 статьи 114. Данный пункт теперь звучит так:
«Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды»;
Таким образом, любая деятельность направленная, к примеру, на дискредитацию института семьи или традиционных ценностей входит в противоречие с заявленной в Конституции деятельностью Правительства Российской Федерации, а значит — подрывает конституционные основы. В соответствии с предлагаемой мной выше формулировкой — любой контент, дискредитирующий институт семьи или традиционные ценности является деструктивным.
Или другой пример — часть 3 статьи 67.1 звучит так:
«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Таким образом, историческая литература, документальный фильм или даже статья отдельно взятого блогера в интернете вольно или невольно исказившие историческую правду, входят в противоречие с заявленным в Конституции стремлением Российской Федерации обеспечивать защиту этой исторической правды, а значит — подрывают конституционные основы и являются деструктивным контентом.
Если формулировка понятна, идем дальше.
Деструктивный контент, по сути, представляет собой своеобразный продукт. А любой продукт надо рекламировать и как-то доставлять. Для рекламы и доставки используются соответствующие средства, такие как:
- Телевидение (трансляции, кабельное, онлайн);
- Интернет (сайты, соцсети, блогерские платформы, мессенджеры);
- Радио (информационное, музыкальное);
- Печатная продукция (газеты, брошюры, журналы и т.п.).
И если в советские времена, когда телевидение, радио, кинотеатры, газеты и книгопечатание находились под контролем государства, появление деструктивного контента можно было пресечь на стадии его подготовки (например, сомнительное кино просто не выпустили бы в прокат), то сегодня все намного сложнее. Все каналы распространения контента находятся в частных руках. Государство может реагировать лишь по факту появления и распространения деструктивного контента. Предотвратить его появление, в современных условиях, государство не способно.
Как же быть?
В отсутствие утвержденной в качестве государственной идеологии, думаю, ответ кроется в индивидуально-дифференцированном регуляторном подходе к каждой из сфер деятельности. Что означает — применение к каждой конкретной сфере деятельности индивидуального способа контроля отсутствия деструктивного контента.
Объясню на примере кино и учебной литературы по истории. Кино относится к массовой культуре, а школьные учебники к образованию. Разные сферы — разные подходы.
Производством и продвижением кинопродуктов в России (да и везде в мире) занимаются кинопродюсеры. Без их участия ни одна лента в прокат не выйдет. С 1996 года в России существует «Гильдия продюсеров России», которая много сделала для развития кинопроизводства в нашей стране. Контроль наличия деструктивного контента в отечественном кино можно организовать на базе именно этой организации, то есть в той среде, где кинопродукт только формируется. Безусловно — с ответственностью руководства гильдии и отдельных продюсеров за результат. Таким образом можно будет отсеивать деструктивный контент еще на стадии производства кинопродукции силами самих кинопроизводителей.
Учебная литература по истории требует другого подхода. Здесь как нигде более подойдет старый проверенный способ — унификация и редактура силами госкомиссии. Т.е. в российских школах должно быть единообразие в форме и содержании учебников по истории, а содержащийся в них материал должен пройти строгую проверку со стороны государственной комиссии. И никакой учебник или учебное пособие не должны попадать на стол школьникам и студентам без соответствующей проверки.
И так по каждой сфере.
Проблема контентного контроля в нашей стране назрела и перезрела. Это стало особенно заметно в момент обострения отношений с западными «партнерами».
Зеленский не спроста вдруг озаботился запретом гражданам РФ заниматься творчеством на Украине. Это попытка освободить все имеющееся пространство для деструктивного контента, которым сегодня пичкают несчастный братский народ.
В свою очередь, инициатива Дениса Майданова тоже возникла не на пустом месте. Господа иноагенты на то и иноагенты чтобы за деньги отрабатывать программы западных кураторов. И в эти программы в первую очередь входит создание и доведение деструктивного контента до российского гражданина. Надо ли давать им возможность беспрепятственно это делать? Ответ очевиден — нет.
Андрей Гурулев пошел дальше и предложил создать целое министерство по информационному противоборству. Действительно, сегодня в России нет единого центра управления этой темой. Различные общественные объединения и отдельные неравнодушные патриоты пытаются бороться с деструктивным контентом — каждый в меру своих возможностей. А это тяжелая и, как вы увидели выше, очень масштабная работа, в которой должны быть задействованы все сферы деятельности в нашей стране. И такая работа подразумевает наличие единого координационного центра, с хорошим техническим оснащением, юридическим сопровождением и подготовленными, мотивированными сотрудниками.
Пора возвращать себе ментальный суверенитет!