По российским дорогам согласно официальным статистическим данным передвигается около полумиллиона потенциально непригодных машин. Эти средства передвижения не только оказывают пагубное действие на окружающую среду, но и выкачивают деньги из владельцев на бесконечные поломки. Именно поэтому власти страны уделяют внимание утилизации автомобилей. По прогнозам в 2019 году она станет еще более популярной благодаря новым договорам по стимулированию населения к отказу от непригодных транспортных средств. По некоторым данным крупные заводы будут принимать еще больше старых автомобилей, при этом снижая стоимость покупки новой машины. Также должна обновиться государственная программа по утилизации.
Выгоды программы утилизации
После распада Советского Союза отечественный автопром пришел в упадок, отрасль практически перестала модернизироваться. Именно для восстановления производства автомобилей в России правительством была организована программа по утилизации транспортного мусора. Еще одной причиной стал ввоз на территорию Российской Федерации бесчисленного количества иномарок из стран Европы и Азии. Утилизация транспортных средств в этих регионах является очень дорогостоящей процедурой. Владельцам подержанных автомобилей было намного проще избавиться от них посредством продажи в страны послесоветского лагеря. Наши валютные резервы «уходили» за рубеж, из-за чего страдала экономика.
Программа утилизации впервые заработала в 2011 году. И в тот же год ее закрыли из-за малого количества обращений. Даже высокая компенсация не помогла (разница из-за изменения курсов валют составляет почти в 2 раза). Виной этому послужило недоверие жителей к отечественному автопрому. Большинство граждан до сих пор считают, что делать автомобили у нас так и не умеют. После закрытия программы утилизации депутатам стали поступать просьбы от граждан о ее возобновлении. Уже в 2014 году программа вновь была открыта. Скорее всего, мифы о нашем автопроме стали развеиваться. На рынок вышли новые модели российских производителей, отзывы многих владельцев были положительными. В возобновлении программы немалую роль сыграл президент: он поручил сделать все, что возможно, для поддержки работы отечественных производств.
Мировой опыт
Эксперты посчитали, что на данный момент в мире около полутора миллиардов автомобилей, около 70 процентов из которых давно пора сдавать на утилизацию. В Северной Америке, к примеру, ежегодно утилизируют по 18-20 миллионов автомобилей, для этого построено более 200 заводов. В Европе количество заводов по утилизации примерно такое же, но утилизируют они на 1-2 миллиона автомобилей меньше. А все из-за перепродажи авто в Россию и другие страны СНГ, а также в бедные европейские государства. Если же гражданин ЕС не сдаст машину или не продаст ее, а просто оставит где-нибудь на парковке, то он будет вынужден заплатить штраф 50 000 евро. Внушительная сумма даже для богатой Европы. Зато воздух там чище и автохлама на дорогах меньше.
В Китае и Японии некоторые владельцы также пытаются продавать свои транспортные средства в Россию, и у них это получается. Дело в том, что в крупных азиатских городах из-за большого содержания вредных веществ в воздухе автомобили по закону подлежат утилизации уже через 5-7 лет после выпуска. И за утилизацию владельцам приходится платить огромные суммы. Намного проще продать автомобиль к нам, ничего при этом не теряя.
Основные моменты господдержки
Власти решили убить двух зайцев сразу: российские производители машин получили возможность приема старых транспортных средств в зачет новых. Таким образом, граждане будут вынуждены стимулировать рост экономики за счет покупки отечественных автомобилей. Но не обошлось и без условий, самое главное из которых – автомобиль должен быть зарегистрирован на гражданина Российской Федерации.
Требования к транспортному средству
Официально никаких требований в новой редакции постановления 2019 года не добавилось, все будет как и прежде. Автомобиль должен четко соответствовать ряду параметров:
- Находиться в удовлетворительном состоянии, сохранять возможность передвижения.
- Иметь полную комплектацию, не иметь сколов/трещин на стеклах.
- Год выпуска автомобиля должен предшествовать 2012 году. То есть на утилизацию будут приниматься автомобили, возраст которых превышает 7 лет.
- Находиться во владении у собственника (с российским паспортом) не менее 180 дней.
- Должен находиться в списке программы утилизации.
Еще одно условие: владелец может купить автомобиль по программе утилизации только того класса, которым характеризовалось его сданное в утиль транспортное средство.
Сколько можно получить?
Согласно законодательным актам деньги на руки владелец сданного в утиль автомобиля получить не сможет. Ему будет выдан сертификат государственного образца на сумму, которая была определена оценщиками. С помощью этого образца можно приобрести новый автомобиль на государственном предприятии.
Максимальная сумма, на которую может рассчитывать гражданин – 150 000 российских рублей. Минимальная стоимость машины – 40 000 рублей. Если специалист решит, что автомобиль стоит меньше, то на утилизацию его не возьмут. Его можно будет сдать только на металлолом.
Что изменится в 2019 году?
Государство поняло, что в связи с кризисом не может полностью потянуть программу. Поэтому с 2019 года будет введен новый транспортный налог, который будет равен 3000 рублей. Он, хоть и не существенно, будет содействовать притоку денежных средств в бюджет регионов, компенсируя затраты.
Новый документ пока официально не одобрен, поэтому в него могут быть внесены дополнительные правки. Но даже сейчас можно с уверенностью сказать, что программа утилизации автомобилей будет работать и в 2019 году. Правительство проиграет, если закроет ее, ведь прибыль от работы заводов значительно превышает расходы на утилизацию.