Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики канала!
Президент России Владимир Путин 18 января посетил Санкт-Петербург, где в ознаменование 80-летнего юбилея прорыва блокады Ленинграда посетил Пискарёвское кладбище и Невский пятачок в Кировском районе. Президент возложил цветы к монументам "Мать-Родина" и "Рубежный камень"…
Президент поздравил ветеранов Великой Отечественной войны, подчеркнув что подвиг защитников города и самих ленинградцев навсегда останется в памяти россиян и что эти скорбные и вместе с тем славные страницы истории должны быть переданы будущим поколениям.
Во время встречи с Президентом России создатель музея "Вещи блокадного Ленинграда" Валерий Исаков обратился к руководителю страны с просьбой вернуть в обязательную школьную программу произведения советских писателей. При чём, заявил Исаков, нужно это сделать так, чтобы их произведения стали основополагающими и не зависели от того, хочет или не хочет учитель дать их для прочтения детям…
Путин идею поддержал, заявив буквально следующее: "Безусловно, переговорю с министром просвещения по поводу необходимости вернуть в школьную программу произведения наших, можно сказать, уже советских классиков, которые формируют общественное, историческое сознание целых поколений. Безусловно, над этим нужно подумать".
Что ж, сама идея мне, человеку, родившемуся в Советском Союзе и так и оставшимся советским, идея сама по себе кажется очень хорошей. Но есть много НО…
- Первое… Кто, какие такие специалисты будут заниматься реализацией возвращения в школьную программу произведений советских авторов? Министр Кравцов, который вряд ли имеет представление о многогранной советской литературе и который вряд ли отличит рассказ Алексея Толстого "Русский характер" от шолоховского "Судьба человека"? Фурсенко, загнавший образование в клетку ЕГЭ? Или это будут либералы из Высшей Школы Экономики, наподобие, господ Асмолова и Кузьминова, которых при одном упоминании слова "советский" подташнивает? Неужели возвращать советскую литературу в школу будут те же, кто её когда-то активно из школьной программы изгонял?
Чем и какими критериями будут они руководствоваться, на каких авторов и на какие произведения будут ориентироваться те, кому будет поручено вернуть советскую литературу в обязательную школьную программу? Какие авторы и произведения останутся за бортом школьной программы, а какие займут своё место? Будут ли в программе произведения пролетарских писателей и поэтов ? Или акцент будет сделан на "почвенников" или писателей "деревенщиков"? Либо упор будет сделан на произведения "попутчиков" или "диссидентов"?… Кто будет "представлять" советскую литературу? Синявский и Даниэль, Петрушевская и Ерофеев? И как смогут соседствовать произведения, например, Александра Фадеева и Солженицына, Виля Липатова и Анатолия Приставкина?
- Второе… А сами учителя, для подавляющего большинства которых "советская литература" затерялась во времени и сродни искусству эпохи Возрождения, смогут донести до современных школьников внутренний мир советского человека, систему его взглядов и морально-нравственные принципы, заложенные в произведениях советских писателей и поэтов? Как сегодняшние школьники с клиповым мышлением будут воспринимать богатый духовный мир героев советской литературы, которым были свойственны любовь к людям, патриотизм, самоотречение и жертвенность, способность отдать даже жизнь за какие-то странные, с современной точки зрения, и непонятные идеалы? Захотят ли учащиеся изучать безнадёжно устаревшие для них произведения, которые вряд ли уже смогут заинтересовать их, воспитанных западной масс — культурой, обществом потребления и собственничества? Как современным детям можно будет внушить идеалы коллективизма и товарищества, доброты и милосердия, честности и взаимопомощи, что культивировала и воспевала советская литература, когда всё современное общество вывернуто наизнанку, где чёрное давно уже выдаётся за белое, где стёрты понятия и представления о добре и зле, где процветают бездуховность и где ничто так хорошо не монетизируется, как пошлость и вульгарность? Как пробудить в душах современных подростков "чувства добрые", когда главным критерием остаётся личный успех и благополучие, где, как принято считать, всё (или почти всё) решают деньги? Найдут ли отклик в сердцах современных школьников мечты и помыслы героев Аркадия Гайдара или Николая Островского и способность на подвиг и самопожертвование героев-молодогвардейцев Фадеева? Поймут ли они, выросшие в зоне комфорта, что двигало героем Бориса Полевого из "Повести о настоящем человеке"? Какими предстанут в глазах современных школьников герои — чудаки Шукшина и Распутина, Абрамова или Белова? Заставят ли задуматься о жизни и человеке повести и рассказы Тендрякова или Паустовского? Будут ли герои Бондарева или Васильева — образцами гражданственности и патриотизма, с которых нужно брать пример? Поймут ли наши школьники "общественное, историческое сознание целых поколений", которое формировала советская литература в совершенно другой системе ценностей?
- А наивность героя Пантелеева из рассказа "Честное слово" не вызовет ли снисходительную улыбку на лицах мальчишек и девчонок из начальных классов?
Третье… А захотят ли родители, уже воспитанные в духе потребления и получившие свою инъекцию индивидуализма, чтобы их чада изучали литературные произведения, посыл которых в основной массе своей не соответствует современным реалиям? Как учителя, которые сами, в силу скорее объективных причин, не верят в искренность идеалов советской литературы, будут объяснять тот контраст и ту зияющую пропасть между внутренним миром литературных героев советских писателей и тех, что наводнили собой реальную жизнь, экраны телевизоров и кинотеатров, многочисленные социальные сети…
Либо будут отобраны далёкие от социалистической идеологии произведения?
- Можно много приводить аргументов "за" и "против" инициативы вернуть советскую литературу для обязательного обучения в российских школах…
- Повторюсь: я горячо поддерживаю данное предложение!
Но надо понимать, что это настолько сложный вопрос, что реализация его потребует многих кардинальных реформ и преобразований и в политике, и общественной жизни… Это потребует много времени! Готовы ли к этому государственные органы власти и общественные институты?
А самое главное, — попытка привести в соответствие самых светлых идеалов советской литературы с современным устройством общества не породит ли очередного уродца!
У нас уже есть парадокс: у буржуазной России с царскими символами — гимн советского, социалистического государства! Удивительно, не правда ли? Всё чаще поднимаются вопросы о возвращении современной, ориентированной на монархизм России флага Советского Союза… Может, и царю-батюшке тогда в руки уже вкладывать не скипетр с державою, а серп и молот, например?
Разгораются диспуты о возвращении Волгограду имя Сталинград… И это тогда, когда идеологами нынешней России провозглашаются Ильины и Солженицыны, а имя самого Сталина ассоциируется у руководства страны исключительно со всеобщим злом … На мой сугубо личный взгляд, можно, конечно, вернуть многие советские символы, а города и сёла раскрасить кумачовыми стягами, но при этом скрывать листами фанеры Мавзолей Ленина, основателя первого в мире пролетарского государства…
Можно, конечно, учить детей в школе высоким моральным и нравственным принципам, патриотизму, гуманизму и коллективизму на примере лучших произведений советской литературы, но если в реальной жизни эти принципы не только не будут востребованы, но будут лишь мешать "жить", то…
Всё это как минимум будет выглядеть крайне нелепо! И это уже будет больше чем обычный КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС!