Итак, Центральный районный суд города Красноярска продлил до 24 марта текущего года меру пресечения в виде заключения под стражу Олегу Львовичу Митволю, человеку весьма и весьма разностороннему. Напомню, господина Митволя в июне 2022 года задержали сотрудники ФСБ – в московском аэропорту Внуково – по обвинению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных «на строительство метро в Красноярске». Возникают закономерные вопросы. А кто, вообще, подпустил афериста Митволя («либерала новой экономической формации», как он сам себя называет), к многострадальному красноярскому метрополитену? Уточняю, к самому многострадальному метрополитену в мире? Кто допустил такое вопиющее безобразие? Впрочем, рассказываю по порядку…
В студенческие годы, да и после, уже работая инженером в Институте космических исследований, Олег Митволь слыл очень активным и убеждённым комсомольцем. Но потом, с приходом к Власти Бориса Ельцина, в России безраздельно воцарилась «рыночная экономика», и Митволь (по его же собственным словам), её «безраздельно принял». И, более того, он до сих пор называет себя «верным сторонником и последователем идей Егора Тимуровича Гайдара…». А тогда, в конце «восьмидесятых», Олег Львович с головой «ушёл» в предпринимательство: чем он только ни торговал, включая пивоваренные заводы, компьютеры и поставку авиатехники в Малайзию. Чуть позже господин Митволь «перебрался» в банковский сектор и даже некоторое время возглавлял банк «Нефтяной альянс». Потом он «перекинулся» на СМИ и руководил такими изданиями, как «Новые известия» и «Московская комсомолка». А ещё, сугубо между делом, Олег Митволь (инженер-связист и экономист по образованию), стал сперва кандидатом, а потом и доктором исторических наук. Вот, я и говорю, очень-очень разносторонний человек…. Ну, а дальше вы, наверное, всё и сами знаете. Пять лет Митволь являлся заместителем руководителя «Росприроднадзора», скандаля на каждом углу. Потом пару лет трудился (с регулярными скандалами, понятное дело), префектом Северного административного округа города Москвы. Затем Олег Львович «ушёл в политику» и долгое время возглавлял политическое движение «Альянс зелёных – Народная партия» и Российскую экологическую партию «Зелёные». И, в конечном итоге, разочаровавшись в политике, Митволь вернулся в частный бизнес и стал Председателем Совета директоров Красноярского треста инженерно-строительных изысканий. После чего подобрался (тихим сапом) к «метрошным деньгам» и элегантно «увёл на сторону» 900 миллионов рублей…
Теперь про то, почему красноярский метрополитен является «самым многострадальным в мире». В Генеральный план Красноярска линии метро были внесены ещё в начале «семидесятых» годов прошлого века. Причём, по настоятельной инициативе лично Леонида Ильича Брежнева: это была его идея – продвигать метро на восток. Но окончательное решение о строительстве метро в Красноярске было принято (на заседании Политбюро ЦК КПСС), уже после смерти Брежнева, в 1983 году. Тем не менее, тут же стартовали масштабные работы: разработка технико-экономического обоснования, его утверждение в Госплане СССР, проработка основных проектных решений, землеустроительные работы, строительство складской базы. Причём, денег на всё это не жалели…. Но потом, в связи с неблагоприятной экономической обстановкой в стране, работы начали «тормозиться», и в 1991 году были законсервированы…. В 1993 году работы были возобновлены и полный пакет Проектной документации первой пусковой очереди метро даже получил Положительное заключение Главгосэкспертизы. А в 1995 году был вынут «первый ковш» грунта. Но из-за нехватки финансов, темпы работ были крайне низкими, а в 1998 году финансирование из городского бюджета было прекращено. Так оно всё дальше и продолжалось: работы то прекращались, то возобновлялись. К маю 2008 года на красноярском метрополитене было пройдено более 3,3 тысяч погонных метров горных выработок и освоено много-много миллиардов рублей. Но из-за мирового финансового кризиса, в 2009 году работы вновь были прекращены. Начался период консервации (совсем и недешёвый, кстати говоря). В 2012 году началась расконсервация. В 2013 году – вновь консервация, которую потом долгие годы пришлось поддерживать. А сейчас из Федерального бюджета выделены (в очередной раз), солидные финансовые средства на возобновление строительства метро в Красноярске…
То бишь, за последние сорок лет на строительство метро в Красноярске «канула в бездонную пропасть» огромная-огромная куча денег. Вот, очевидно, господин Митволь и решил, что «его» 900 миллионов рублей «затеряются на общем фоне». Как раньше, скорее всего, и происходило…. Но «не затерялись». Почему? Очень похоже, что наши Власти постепенно прозрели. То бишь, поняли, что за всеми этими «либералами новой экономической формации» надо внимательно и бдительно присматривать. Особенно, когда эти самые «либералы» активно трутся рядом с «большими деньгами». Вот, Митволя, скорее всего, и «высмотрели». Что тут скажешь? Лучше поздно, чем никогда…