Как выяснилось после начала российской СВО на Украине, в нашей стране имеются серьёзные проблемы с беспилотными летательными аппаратами. В том смысле, что их катастрофически не хватает: как для военных нужд, так и в народном хозяйстве в целом. И это обидно. Как же так? Россия является мировым лидером в освоении космоса, а решить проблему с достаточно простым – в техническом понимании – изделием не может? Почему? Рассказываю по порядку…
Сегодняшняя Россия – страна запретов. Даже отечественные депутаты признают, что каждый третий Закон, «выходящий» из Государственной Думы, носит запретительный характер. Причём, зачастую прямого запрета, вроде бы, и нет, но – на самом-то деле – он присутствует и, более того, сопровождается солидными штрафами…. Рассмотрим это на примере «дачных шашлыков», которые, по большому счёту, являются важной «общенародной скрепой». Прямого запрета готовить на «шести дачных сотках» шашлыки – нет. Но есть жёсткие противопожарные требования, разработанные Роспотребнадзором. С «открытым огнём» (то бишь, с костром), вообще, мрак полный и невыполнимый. С мангалом всё, конечно же, попроще. Но ненамного. Во-первых, от мангала до ближайшего строения (дома, бани или сарая), должно быть не менее 25 метров. А, во-вторых, территория вокруг действующего мангала должна быть «очищена» – в радиусе 5 метров – от сухой травы, деревьев и кустарников. Во, как оно…. Понятное дело, что даже на «шести сотках» можно (в теории) такое место оборудовать. Только для этого конкретному садоводу придётся, жалости не ведая, вырубить целую кучу плодовых деревьев и ягодных кустов, им же самим (с любовью) и посаженных. Немногие на это пойдут. Ох, немногие. Я, к примеру, свои деревья и кустарники вырубать не буду – ни при каких условиях…. Поэтому запросто может сложиться следующая ситуация. Приезжает это ко мне на дачу – с дружеским визитом – Владимир Владимирович Путин…. А, что тут такого? Я в начале «девяностых» годов прошлого века тоже в Смольном трудился (в Леноблисполкоме), так что и с Путиным (по работе), неоднократно пересекался. Вот, допустим, мы с Владимиром Владимировичем (чисто-случайно, понятное дело), встретились. И он меня узнал. А его к себе на дачу пригласил. А Путин и согласился. И приехал…. Тут возможны два варианта. Вариант первый. Владимир Владимирович приехал. Сели мы с ним за стол: хлопнули по рюмашке, шашлыком закусываем. Тут Путин и говорит: — «Что-то, братец, шашлыки у тебя какие-то неправильные…». А я ему и отвечаю: — «Так в элетрошашлычнице приготовленные. Не получается нынче по-другому…». Второй вариант. Приезжает Путин. А я за сараем, нарушая все противопожарные правила, по-тихому шашлыки дожариваю. И, поздоровавшись, прошу: — «Не шумите пока, Владимир Владимирович…. Как это почему? Роспотребнадзор же может в любой момент нагрянуть. Заметут и на фиг оштрафуют. Мне ещё минут семь-восемь осталось. Потерпите…».
Вот, и с беспилотниками (БПЛА) похожая ситуация наблюдается. Практически один-в-один. Прямого запрета на их производство нет. Но запретительных «подводных камней» – выше шпиля башни Газпрома. Любой БПЛА прежде, чем «пойти в серию», должен получить соответствующий Сертификат. Для этого надо обратиться с заявлением в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ. Там – по идее – должны создать авторитетную Комиссию, которая и должна тщательно протестировать представленный опытный образец. Но в Федеральном агентстве воздушного транспорта сидят опытные/матёрые чиновники, которые отвечают, как правило, следующее: — «Рановато ваше заявление регистрировать. Рановато. И ваш опытный образец пока ни к чему. Для начала мы «бумажную часть» проверим…. Сколько в вашем БПЛА основных узлов? Двенадцать? Давайте на каждый узел Сертификат. Будем проверять на правильность оформления…». Тут такое дело. Например, в конкретном БПЛА предусмотрен стандартный китайский поршневой электродвигатель, широко используемый при производстве китайских и иранских БПЛА. И на этот электродвигатель есть Сертификат, выданный Роспотребнадзором, но по тексту Сертификата упоминаются «мопеды», «мотоциклы малой мощности» и «электро-самокаты». Про «беспилотные летательные аппараты» там нет ни слова. Всё, Сертификат не годится. И так – по всем двенадцати узлам…. А если планируется к выпуску БПЛА с повышенной грузоподъёмностью (на 150-200 килограмм), где основных узлов, к примеру, пятьдесят? Извольте все пятьдесят Сертификатов предоставить – чисто для начала разговора. И во всех них в разделе «Область применения» должно быть чётко записано русским языком – «беспилотные летательные аппараты». Такое, вот, кино. Мой старший сын три года занимался БПЛА. Не выдержал и бросил: победили его чиновники…
Не, что-то с отечественными чиновниками не так. Вот, Владимир Владимирович нам всё «про бестолковщину» толкует. А, как по мне, там откровенным «саботажем» и «вредительством» отдаёт. Причём, по полной и расширенной программе. Сталина на них, короче говоря, не хватает…