Дмитрий Шибаков, генеральный директор ООО “ТВЕ” и эксперт по развитию и управлению бизнеса в области международной логистики, поделился своим видением, развития экспортного потенциала России и Китая в 2023 году
- Обзор санкций на экспорт товаров из России
Согласно хронологии, первые попытки наложить санкции на экспорт товаров из России коллективным Западом, были предприняты еще в 2008 году.
Первой успешной попыткой наложения санкций стал 2014 год. В течение нескольких последующих лет было наложено в общей сложности 2695 санкций против физических лиц, компаний и отдельных организаций. По мнению некоторых экспертов, наложенные санкции стали одним из факторов возникновения финансового кризиса 2014-2015 гг. В докладе Центрального Банка РФ, наложенные санкции упоминались как фактор, мешающий развитию экономики в 2016-2018 гг.
С февраля 2022 года количество ограничений резко возросло — на 12 января 2023 насчитывалось 10 901 санкций, затрагивающих физических лиц, компании и организации РФ. Несмотря на то, что в этот раз многие нейтральные страны предпочли не поддаваться давлению, они все же продолжают пытаться не попасть под вторичные санкции, что создает пусть и меньшие по размеру, но все же проблемы для экономики Российской Федерации.
Среди санкций, влияющих на экспорт товаров из России в Европу необходимо отметить:
- Ограничение возможностей российских компаний вести расчеты в евро, долларах, британских фунтах и японских иенах;
- Запрет на вхождение в порты российских кораблей, ограничения работы грузового и железнодорожного транспорта (с исключениями);
- Запрет на поставку российских энергоресурсов — нефти, угля, природного газа (с исключениями);
- Эмбарго на импорт ряда товаров и услуг (каждая страна ввела свой собственный список);
- Поднятие импортных пошлин;
Также необходимо отметить явление “Культура отмены” — современная форма остракизма по отношению к какому-либо человеку или группе людей. С начала 2022 года такая форма против всего российского бизнеса начала набирать большие масштабы, создавая серьезные проблемы как для российских компаний, так и для тех, кто продолжает с ними сотрудничать. В частности, по данным таможни Финляндии, на январь 2023 около 85% компаний перестали сотрудничать с российскими компаниями.
Наиболее пострадавшими экспортными группами товаров в СЗФО являются следующие:
- Минеральные продукты (в особенности, нефть и нефтепродукты);
- Металлы и изделия из них;
- Продукция химической промышленности.
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Экспорт, млрд. долларов | 52,3 | 55,8 | 39,7 | 31,3 | 41,4 | 50,9 | 50,8 | 42,2 | 61,4 |
Общий экспорт в денежном выражении из Северо-Западного федерального округа по годам
Отдельно стоит отметить падение экспорта рыбной продукции — по данным ФТС на 22 декабря 2022 года падение экспорта составило 36,6% по сравнению с годом ранее. Основными покупателями остались страны Европы — Нидерланды, Норвегия и Польша.
Для обхода санкций Министерство промышленной торговли выпустило приказ о создании параллельного импорта — товары, попавшие в список, могут ввозиться в страну без разрешения правообладателя. Для экспорта товаров используются различные ухищрения, в частности, продажа через посредников из других стран.
- Новый рынок сбыта: Китай
Несмотря на санкции со стороны стран коллективного Запада, которые также оказывают давление на нейтральные страны (т.н. вторичные санкции) Китайская Народная Республика увеличила закупки российских товаров — импорт товаров за 2022 год составил 114 млрд. долларов (+43,4% по сравнению с 2021). Общий товарооборот составил 190 млрд. долларов (+29,3%), побив исторический рекорд.
При этом основными товарами для продажи в КНР являются энергоресурсы (природный газ и СПГ, уголь и мазут) — на них приходится 70% всего импорта. Также Китай закупает сельскохозяйственную продукцию (включая морепродукты), древесину и минеральные ресурсы. Все виды товаров активно производится в СЗФО, что позволяет переориентировать потоки экспорта на Восток.
В настоящее время для экспорта товаров в Китай и страны Юго-Восточной Азии (Япония, Индия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и т.д.) действуют следующие виды транспортировки:
- Железнодорожный транспорт. Основным игроком является компания “РЖД Логистика”, предлагающая услуги по доставке грузов за 12-16 суток. Минимальная единица перевоза — 40-футовый контейнер (внутренние размеры: длина — 12 м.; ширина — 2,3 м.; высота — 2,3 м.; макс. вес — 30 480 кг, объем: 67,7 куб. м.). Компания также предлагает услуги по транспортировке агропромышленной продукции и малых партий груза в сборных контейнерах (для малого и среднего бизнеса). Основные транспортные маршруты:
- Москва-Чунцин (через Казахстан) — от 12 суток;
- Москва-Сучжоу (Нижний Новгород-Екатеринбург-Новосибирск-Красноярск-Иркутск) — от 16 суток;
- Москва-Шахнай/Циндао/Далянь (поезд идет до Владивостока, затем контейнеры через морские порты попадают в Китай) — от 30 суток;
- Москва-Ташкент (через Казахстан) — от 12 суток;
- Автомобильный транспорт. В настоящее время рынок автомобильных грузоперевозок переживает серьезную трансформацию из-за целого ряда факторов: ухода с рынка РФ крупных иностранных перевозчиков (DHL), слаборазвитой транспортной инфраструктуры в восточной части РФ и усложненное прохождение таможни на стороне Китая из-за ковидных ограничений.
Поэтому время доставки грузов колеблется от 5 до 30 суток, без учета прохождения таможни. Основными маршрутами являются дороги через Сибирь и Казахстан. В настоящее время на границе РФ-КНР действует 7 КПП, однако средняя пропускная способность каждого из них составляет 40 автомобилей (до 2020 года показатель был 200-250 автомобилей). Это может приводит к тому, что среднее время прохождение КПП составляет дополнительные 5-30 суток. Через Казахстан транспортировка идет чуть быстрее за счет развития транспортной инфраструктуры и наличие торговых договоренностей страны с Китаем. Повышенный спрос на услуги и наличие большого количества исполнителей привело к краткосрочному снижению стоимости услуг перевозчиков в 2022 году, однако в целом, ожидается тенденция роста стоимости тарифов.
- Морской транспорт. Транспортными коридорами РФ-КНР являются порты Владивостока, Находки, Новороссийска и Санкт-Петербурга. С февраля 2022 года этот вид перевозок стал особенно востребованным — из-за повышенной нагрузки началось освоение морских маршрутов через Черное, Азовское и Каспийское море. Время доставки в порты Китая составляет от 4 (порт Владивосток) до 40 (порт Санкт-Петербург) дней. Отдельные рейсы выполняются через Северный Морской Путь. Повышенный спрос увеличил стоимость перевозки.
- Перспективы экспорта СЗФО-КНР на 2023
Как мы уже указывали выше, товарооборот между Китаем и Российской Федерации демонстрирует положительную динамику. В первую очередь это связано с дисконтами, которые предоставляет РФ на покупку энергоресурсов. Но, помимо этого, Китай уже сталкивается с западными санкциями, пытающиеся затормозить развитие страны и не допустить появление еще одной сверхдержавы. Чтобы противостоять этому, Китай активно реализовывает проект “Один пояс — один Путь”, создавая собственную глобальную инфраструктуру по перемещению товаров и капиталов, а также активно осваивает рынки близлежащих стран. Это создает благоприятные возможности для России, включая Северо-Западный федеральный округ, позволяя увеличить свое присутствие на китайском рынке. Однако ряд проблем препятствует быстрому росту товарооборота:
- Слаборазвитая железнодорожная и автомобильная инфраструктура. Серьезным ограничителем является крайне плохое состояние дорог, отсутствие параллельных трасс и сопутствующих объектов (логистических центров, складов и т.д.). Игнорирование этой проблемы может привести к увеличению времени доставки грузов, что естественным образом скажется на цене и номенклатуре товаров (некоторые виды скоропортящихся продуктов станет невыгодно перевозить);
- Слабая пропускная способность на КПП. Помимо ограничений со стороны Китая, российские перевозчики сталкиваются с такими проблемами как отсутствие электронной очереди на границе, наличия дополнительных полос перед КПП, стоянок для ожиданий;
- Привлечение китайских инвестиций. Еще одним вызовом является слабое привлечение китайских инвестиций в бизнес. Помимо финансовой помощи, китайские инвесторы обеспечивают множество преференций для ввоза товаров в собственную страну. Наиболее привлекательной сферой для китайских инвесторов выступает сельское хозяйство.
- Поддержка бизнеса в условиях санкций. Экспортно ориентированные компании переживают тяжелые времена. Без господдержки большая часть из них рискует прекратить свое существование.
Правительство РФ осознает текущие вызовы и реагирует на них. В частности, проводится модернизация и расширение транспортных путей Транссиба и БАМа. Также Правительство запустило целую систему мер поддержки для бизнеса, включая реструктуризацию долгов, предоставление льготных кредитов, отсрочки возврата субсидий, создание кредитных каникул и т.д.
Помимо этого страна продолжает развивать перспективные направления. Одним из таких является создание Северного Морского Пути — морского маршрута через Арктику, позволяющее снизить время и стоимость грузоперевозок. Проект является одним из наиболее важных, поскольку позволяет обеспечивать доставку грузов без согласования с третьей страной, что в условиях санкций является ключевым преимуществом для России.
Также следует отметить усилия Казахстана по развитию железнодорожной сети — в ноябре 2022 года начался масштабный проект по увеличению пропускной способности поездов с центральной части страны к Китаю. Ожидается, что по окончании проекта вместо 12 пар поездов на нем будет курсировать 60 пар поездов. Строительство планируется завершить к концу 2025 года.