Какое лето в деревне без мотоцикла? Нет тут речь конечно не о модных хондах и кавасаки, не о вечной классике чоперах, и уж тем более не о одноразовых мопедах из Китая. Деревенский мотоцикл это как правило старый добрый советский экземпляр. Притом, что в СССР не выпускалось уж какое-то заоблачное количество мототехники, однако на каждый возраст был свой мотик.
Так мальчишка едва научившись катать на среднем велике типа "Кама", "Школьник" или "Уралец", уже заглядывался на красивые мопеды типа "Рига" или "Карпаты". Следующим этапом была продукция из брасткой Белоруссии — мотоциклы "Минск" были лёгкими, что ими вполне мог управлять подросток, ноги которого едва доставали до земли. Многие мои сверстники не застали мопеды, а садились сразу на "Минск", а то и на "Восход".
"Восход" выпускался в Коврове, на обронном заводе, но почему-то именно "Восходы" ругали за капризность техники. Сам я к сожалению на этом мотоцикле не поездил, зато вдоволь покатался наверно на самом массовом мотоцикле — ИЖ. Ижаки были в основном "Планета" и "Юпитер" с разными номерами серии, да простят меня советские байкеры, но вот не шарю я в этой технике, поэтому углубляться не буду в тонкости каждой модели. Для несведущих скажу только так: Юпитер — два глушителя, Планета — один глушитель.
Но вот сколько воспоминаний связано с этими ИЖами! Мы ездили на нём на покос, мы ездили на нём за подсолнухами, на реку купаться, за девчонками, да и просто катались. Летний вечер, тебе 13 лет и ты захлебываясь от восторга летишь на красной фурии которая уносит тебя вдаль, на всех своих 22 лошадиных силах! Пятая серия ИЖей выпускалась с 1987 по 2008 года, почти двадцать лет, и если в 2008 году старичок выглядел архаично, то надо сказать к моменту появления на свет, он не уступал японским конкурентам своего класса, как минимум в дизайне.
Но если вы человек, которому надоели мелкие игрушки, то впору упомянуть мамонтов советской мотоциклетной индустрии — "Урал" и "Днепр". Ведущие свою родословную от немецкой БМВ, наши мотоциклы выглядели не менее внушительно и вот нам пацанам продукция Ирбитского и Киевского мотоциклетных заводов не попадала практически. На этих тяжелых мотоциклах колесили или бабаи или взрослые мужики. Ну в самом деле какие могут быть покатушки на "Урале"? А вот вывезти пару мешков картошки он мог легко, цепляли к потомкам баварцев даже небольшие прицепы и тягали копны сена домой. Ну и одно из запоминающихся событий это когда мы зимой в -25 пилили до райцентра на "Урале" потому как другого транспорта более не было.
Кстати Уралы выпускаются до сих пор, но глядя на цены понимаешь, что проще купить новую "Ниву" по той же цене. Кстати на Урале ездит американский актер Брэд Пит
Ну и упомяну знакомство с еще одним мотоциклом, и вот та встреча могла бы стать последним моим мотоциклетным приключением. Наверно это апофеоз советского мотостроения — ИЖ Планета Спорт. В СССР было всего два мотоцикла которые действительно могли "рвать" это чехословацкая Ява и наша Планета Спорт. У меня на памяти целый ворох историй как бывалые мотоциклисты вылетали с дорог на своих Явах и ПС, ведь уж очень оборотистые были эти экземпляры. Особенно ПС ранних выпусков, ведь на них стоял японский карб, зарубежные аккумы, да даже спидометр и фонари были не советского производства. И вот если для трогания с места на том же "Минске" надо было чуть ногой оттолкнутся, то Планета Спорт и на дыбы могла вскочить. За множество трагических случаев ПС метко обозвали Планета Смерть.
Но мы были молоды и дурны, поэтому ПС доставшаяся моему другу от дяди была сравни дару богов. Наш "спортак" в легкую рвал в сельских заездах любой деревенский транспорт, а гаишники которые ради профилактики любили попугать сельскую молодежь даже и не пытались нагнать нас.
-Эти бараны себе башку расшибут, а нам отвечать — ворчали гайцы и конечно были правы. Ведь расшибится на ИЖ ПС было проще простого. Ну и собственно это и случилось. Мы возвращались с очередного набега на колхозные поля где росла кукуруза и подсолнухи. Пять мотоциклов ревя моторами возвращались родную деревню, будто викинги с удачного похода. Мы с корешом на ПС не собирались плестись вместе со всеми и дав газу ушли в отрыв, обычная грунтовка хоть и не давала возможности выжать максимум, но летели мы не меньше 80км/ч .
Подпрыгнув на колдобине кореш не удержал руль на повороте и мы полетели в заросли черемухи и сирени. Кустарник сумел существенно смягчить удар — перелом ключицы, царапины, ссадины, ушибы и синяки, считаю легко отделались. А вот наш ИЖак полетел дальше вниз и слетев с небольшого уступа рухнул в речку, пострадал он сильнее — выбило вилку, побита вся оптика, вырвало часть креплений и погнуло глушитель.
Провалялся я в больнице недели две и вот с тех пор предпочитаю транспорт на четырех колесах и с огромной завистью смотрю на мотоциклистов в полной броне.