Несколько лет назад появление полисов обязательного автострахования помогло избавить дороги от мошенников, организующих подставные ДТП, а также снизить количество мелких аварий из-за небрежного вождения. Многим автолюбителям изначально идея тотального страхования не понравилась, но вскоре большинство из них оценило прелесть наличия полиса. Теперь же пришла пора модернизаций в этой сфере и водителей волнуют изменения ОСАГО в 2019 году. Люди хотят знать нюансы, особенно в области размеров стоимости будущей страховки. Это стало очень важно после слухов о праве, данном страховщикам, позволяющем самостоятельно назначать цены на полис.
Цели реформы в области ОСАГО
По данным РСА (союза страховщиков) в стране в 2017 году было заключено свыше 39 миллионов договоров на получение полиса ОСАГО. Страховка ответственности автомобилистов является самым продаваемым продуктом страховщиков, но и в этом случае есть много недовольных.
Из области автоподстав мошенники перешли в сферу махинаций с размером выплат по полису. Помимо этого есть и «любители погонять», имеющие дорогие машины, требующие больших страховых выплат даже в случае незначительных аварий. В таких случаях потери страховщиков исчисляются уже не миллионами, а миллиардами. Хотя есть компании, которые в случае реальных аварий на дороге ищут причины отказать в компенсации.
Последний пункт сильно нервирует автолюбителей — получается оплата полиса больше похожа на дань, не дающую право на страховую выплату. По этой причине некоторые владельцы машин даже имея полис, не обращаются за получением выплат в случае незначительных повреждений. Это и повлияет на будущий размер страховки, и на возможное навязывание дополнительных услуг при следующей покупке полиса. К тому же не факт, что выплата все же будет произведена. Такие нюансы и потребовали внедрения новшеств в саму систему автострахования, поэтому реформа неизбежна. Целей сразу три —защита прав автомобилистов, снижения рисков мошенничества и минимизация потерь страховщиков на выплатах лицам, регулярно попадающим в аварии.
Главные изменения ОСАГО в 2019 году
Наиболее страшная «пугалка» для водителей заключается в каком-то невероятном повышении цен. Речь идет о трехкратном увеличении стоимости полиса по отношению к 2018 году. По сути повышение возможно, но про разницу в 3 раза во всех случаях речь не ведется. Ситуация слегка запутана — разговор про повышение в 3 раза был о допустимых границах цены полиса относительно утвержденной. Т.е. Минфин планирует назначить ориентировочную стоимость полиса, а страховые компании будут вправе превышать эту цену до определенных границ путем добавления различных повышающих коэффициентов.
Внимание! Стоит знать, что страховым корпорациям разрешат самостоятельно повышать цену полиса ОСАГО при наличии данных о частом нарушении ПДД конкретным водителем. Сейчас идет разработка порядка взаимодействия страховщиков и ГИБДД. Первоначально мера появится не во всех регионах и даже не в каждой страховой компании, но с высокой долей вероятности распространится на большую часть страны.
Одновременно с этим будет изменена система поощрения добропорядочных водителей, не имеющих аварий и нарушений правил. Также планируется пересмотр коэффициентов с большим стажем вождения. Дополнительно будет изменены правила учета возраста водителя, дающие преимущества материального характера определенным категориям лиц.
Ожидается и изменение сроков действия полиса в ближайшие годы. Ранее минимальным сроком являлся период в 3 месяца для граждан РФ и 15 дней для лиц, имеющих зарегистрированный за рубежом автомобиль. Максимальным сроком действия полиса был год. Сейчас планируется увеличение периода действия до 3 лет. Относительно минимальных значений пока идут дискуссии, возможно останутся старые условия.
Ожидаемые цены на полисы и размеры выплат
В ближайшее время планируется упразднение действующей ранее системы определения максимальных выплат. Теперь сам автолюбитель вправе выбирать сумму страховки вне зависимости от стоимости машины. Взаимосвязь размера выплат и марки/года выпуска машины все же сохранится, но уже не будет так сильно влиять на стоимость полиса при его покупке. Теперь можно будет выбрать самому максимальные размеры выплат из 3 вариантов:
- 400 т.р. материальный ущерб и 500 т.р. — вред здоровью.
- По 1 млн. р. на вред здоровью и материальному ущербу.
- Покрытие в 2 млн. при ущербе здоровью и понесенному материальному вреду.
Соответственно, от выбранной суммы компенсации будет зависеть и цена самого полиса. Только пока непонятна связь суммы компенсаций с ценой полиса при потенциально возможной длительности в 3 года. Также планируется отмена регионального коэффициента и критерия мощности авто, что будет влиять на итоговую стоимость страховки.
В 2019 году ожидается расширение базового тарифа на 20% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Пока речь идет о сумме в границах 2746-4942 без учета всех вспомогательных повышающих коэффициентов. Базовая ставка страховки для мотоциклистов будет в рамках 649-1407 рублей, а на автомобили юрлиц — 2058-2911 р.
Не стоит надеяться на такие низкие суммы, оплачиваемые за реальное получение полиса. Это лишь база для расчета, а далее будут добавляться коэффициенты для неопытных или высоко аварийных водителей. Также к итоговой стоимости добавят сам сбор за выбранный тип компенсации и тому подобное. Итоговая сумма точно не станет меньше, чем в предыдущем году, хотя и невероятный рост тарифа не планируется, за исключением случаев получения ОСАГО особо злостными нарушителями ПДД. К тому же еще не все новшества окончательно утверждены, кое-какие нюансы пока не получили окончательного одобрения.
Предполагаемые изменения, обсуждаемые на парламентских слушаниях
Сейчас активно обсуждается детальная проработка ранее неоцениваемых нюансов вождения, способных повлиять на поведение водителя. Потенциально страховщики в будущем смогут добавлять к стоимости страховки определенную сумму при частой эксплуатации автомобиля в ночное время, хотя пока неясно, как это собираются отслеживать.
Важно! Ранее за безаварийное вождение при покупке полиса водителю не начисляли повышающие коэффициенты. Сейчас планируют значительно снизить стоимость ОСАГО для автолюбителей с длительным стажем вождения без аварий. Коэффициент бонус-малус не совсем актуален — требуется большее количество критериев оценки со значительным уровнем вариабельности.
Еще в сентябре 2018 года вступили в силу изменения, касаемые получения электронного вида полиса. Изменения ОСАГО в 2019 года относительно электронной версии будет продолжаться. Есть версии, что в после переходного этапа все полисы автомобилистов будут переведены в безбумажный вариант. Также сейчас идет активное обсуждение внедрения обязательной видеосъемки продажи полиса ОСАГО. Это позволило бы минимизировать навязывание необязательных услуг, исключить очевидное мошенничество и дисциплинировать обе заинтересованные стороны. Пока ситуация в подвешенном состоянии — обязательная видеосъемка потребует дополнительных расходов для страховщиков, а они и так жалуются на большие убытки из-за непомерных аварийных выплат. Хотя простая математика вроде бы говорит о доходах, но у страхового бизнеса свои расчеты.
Автолюбителям остается ждать полной реформы системы страхования их ответственности. Традиционно изменения не могут происходить гладко, но в итоге их польза становится очевидной. Новшества в сфере ОСАГО уже начались, да и многое указывает на то, что не только к январю будут внедрены изменения — их стоит ждать весь 2019 год.
Видео о полисе ОСАГО 2019
[fvplayer id=»289″]