Если в 2023-2024 году вам предстоит выбирать школу для ребенка, стоит детально разобраться в том, какие школьные программы для начальных классов предлагают сегодня обычные школы и гимназии. Предлагаем детально изучить актуальные программы начального образования и определить, чем они похожи и в чем заключаются ключевые отличия, что бы понять, какая траектория развития лучше подойдет именно вашему ребенку.
Выбор школы, класса, программы
Важно! Кардинальные отличия в школьных программах начинаются с 5-го класса, но именно в периоде начальной школы закладываются такие важные аспекты, как желание учиться и достигать результата, любознательность, умение усваивать материал и работать в команде, уверенность в собственных силах и отношение к школе и процессу обучения в целом.
Именно поэтому выбор школы и первого учителя очень важный этап для каждой семьи.
При выборе школы важно учитывать:
- удобство расположения;
- график работы (не только в младшей, а в старшей школе);
- система обучения (стоит учесть, что в разных классах параллели могут использоваться разные программы);
- техническое оснащение кабинетов;
- доступность групп продленного дня;
- квалификацию педагога;
- уровень подготовленности будущего первоклассника.
Многие родители выбирая, куда отправить учиться первоклассника в 2023-2024 году ориентируются не столько на учебные программы для начальной школы, сколько на отзывы о будущем учителе. Хороший педагог, даже работая по базовой программе, найдет возможность дать детям больше и подать материал максимально интересно, применяя самые передовые развивающие методики обучения, тогда как посредственный учитель, не горящий своим делом, не получит высоких результатов даже если возьмет за основу самый новейший и передовой МК (методический комплекс).
Еще один ключевой фактор успешности – это соответствие уровня подготовки будущего первоклассника. Не все программы допускают, что малыш придет в 1-й класс «как чистый лист». Именно поэтому существует отбор в классы, образование в которых будет осуществляться по передовым программам, предполагающим, что и в дошкольном периоде родители активно занимались ранним развитием и обучение ребенка.
Системы обучения
Сегодня существуют два подхода к построению системы обучения в младших классах. Соответственно и все школьные программы для начальной школы, которые будут применяться в 2023-2024 учебном году, можно разделить на:
- традиционные (в данную категорию относится длинный перечень программ, получивших популярность в школах и гимназиях России);
- развивающие (методики, предусматривающие кардинально новый подход к обучению, например программы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова).
Проследить основные отличия между традиционными и развивающими системами поможет сравнительная таблица:
Сравниваемые аспекты | Традиционные | Развивающие |
Цели | рриобретение фактических ЗУНов | комплексное всестороннее развитие |
Ориентированность | на класс как единое целое | на развитие каждого ученика |
Содержание материала | традиционное, направленное на работу «по шаблону» с целью достижения определенных результатов | с творческой направленностью, окрашивающей деятельность ребенка положительными эмоциями и создающей ситуацию успеха |
Атмосфера урока | строгая дисциплина | более свободная, способствующая выражения ребенком собственного мнения, обсуждениям изучаемой темы |
Отношения между детьми | конкуренция, подталкивающая к высокому результату на фоне результатов одноклассников | межсубъектный характер взаимоотношений, где на первый план выходит общение, а результаты ученика сравнивают только с его личными результатами за прошлый период |
Конечно, нельзя сказать, что все перечисленные особенности развивающих программ, являющиеся также их преимуществами, полностью отсутствуют в традиционной школе, ведь обновление методик происходит постоянно и многие педагоги успешно реализуют поставленные задачи через инновационные развивающие методики.
Обзор программ, реализуемых в школах России
Прежде чем поговорить о том, какие особенности обучения предполагают разные школьные программы для начальных классов, актуальные в 2023-2024 году, обсудим, что у них есть общего.
Итак, все без исключения программы начальной школы, рекомендованные к использованию в учебных заведениях России на 2023-2024 год, отвечают таким требованиям:
- полное соответствие требованиям ФГОС (выполняется новый основной федеральный стандарт III поколения, введенный с 1 сентября 2022 года);
- основной язык обучения – русский;
- каждый предмет опирается на учебник из федерального списка рекомендованных Минпросвещения (но выбор конкретного учебника из перечня рекомендованных остается за педагогом).
Таким образом, независимо от того, какие программы будут взяты за основу для начальной школы, в которую поступит малыш в 2023 или 2024 году, в моменту завершения НОО (начального общего образования) он получит необходимый минимум знаний, умений и навыков, которые устанавливает единый общеобразовательный стандарт. Разница заключается в том, какими методами учитель получит ожидаемый результат, как будут проходить уроки, а также что помимо установленного государством минимума сможет усвоить малыш до момента перехода в среднюю школу.
Школа России
Традиционный и самый распространенный сегодня УМК для начальной школы, который в 2023-2024 году будет взят за основу огромным количеством учебных заведений страны. На протяжении многих лет комплекс является основным для общеобразовательных школ разных регионов России.
Особенности:
- простая и эффективная, составленная в лучших традициях отечественного образования;
- ориентированность на коллективный результат;
- требование к первокласснику – знание азов счета и письма;
- минимальное количество заданий на логику;
- мало творческой составляющей для развития воображения и фантазии.
Методы обучения хорошо знакомы и понятны родителям, а нагрузка на ребенка не такая высокая. Программа подойдет тем, кто планирует занять ребенка дополнительными кружками и секциями. При этом стоит учесть, что математика будет изучаться в упрощенном варианте, а основной упор в обучении будет сделан на репродуктивность а не логическое мышление и креативность.
Перспектива
Традиционная программа, созданная по инициативе Петерсон Л.Г., автора известных учебников по математике. Многие педагоги, методисты и ученые, принимавшие участие в разработке, также разрабатывали ранее МК «Школа России».
Особенности:
- простая и понятная, близкая к классической, но с элементами, характерными для инновационного подхода;
- упор сделан на нравственное и духовное воспитание, развитие самостоятельности;
- требования к первоклассникам – базовые знания;
- много логических и творческих задач;
- много дополнительной информации в учебниках, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Сегодня «перспектива» занимает II место по популярности после УМК «Школа России», поэтому вполне вероятно, что ваша школа предложить обучение именно по такой традиционной программе. Не высокая нагрузка позволит занять свободное время ребенка кружками и секциями или заполнить его углубленным изучением интересующей области с персональным репетитором.
Начальная школа 21 века
Традиционная программа, разработанная специально для эрудированных детей, к которым предъявляются повышенные требования с первых месяцев обучения.
Особенности:
- максимальный упор на самостоятельность и инициативность;
- требования к первокласснику – усидчивость, наличие базовых навыков чтения, счета, письма;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
- много заданий на логическое мышление, развитие смекалки и фантазии;
- внушительный объем материалов (много литературы для освоения).
«Начальная школа 21 века» будет интересна семьям, которые ищут для развитого подготовленного ребенка на 2023-2024 год максимально эффективные программы обучения в начальной школе с развитием логики, лидерских качеств, творческой составляющей. При этом важно учитывать, что высокий темп и достаточно высокая сложность подачи материала и изложения в учебниках подойдет далеко не всем детям. Малышу может потребоваться помощь взрослого или репетитора.
Перспективная начальная школа
Еще один традиционный УМК, совмещающий в себе средний уровень сложности, индивидуальную направленность, развитие познавательного интереса к обучению и навыки самооценивания.
Особенности:
- личностно-ориентированная, учитывающая индивидуальность каждого ребенка;
- требование к первокласснику – минимальное знание азов счета и письма;
- методики предоставляют возможность каждому ребенку проявить свои сильные стороны;
- в центре внимания – отношения в коллективе, взаимопонимание и взаимопомощь;
- ученикам предлагают самостоятельно оценивать свою работу, что бы понять, в чем они возможно не доработали и как они могут добиться более высоких результатов.
Система обучения понравится родителям, которые очень ценят индивидуальность своего ребенка и не приемлют коллективный подход в обучении. При этом стоит учитывать, что некоторые материалы по мнению экспертов в данной программе подаются слишком поверхностно, поэтому результаты во многом будут зависеть от умения педагога скорректировать эти аспекты в ходе работы.
Планета знаний
Традиционная программа, разработанная коллективом опытных педагогов во главе с начальником отдела НОО Минобрнауки Петровой И.А.
Особенности:
- ориентированность на детей с гуманитарным складом ума;
- целостность подачи материала благодаря соблюдению единой структуры и форм обучения в учебниках по разным предметам;
- требование к первокласснику – базовое знание азов счета и письма;
- упор на творчество;
- большой выбор факультативных курсов;
- частое повторение пройденного.
Хотя на первый взгляд может показаться, что это простой и максимально понятный путь для ребенка и родителей, «Планета знаний» может удивить с первых недель достаточно высоким темпом. По отзывам многих родителей, теоретический материал в учебниках не всегда достаточный, и если учащийся пропустил урок или не понял объяснения учителя, потребуется искать дополнительные источники для самостоятельного разбора темы.
Гармония
Традиционная программа с элементами инновационного подхода, ориентированная на учеников с аналитическим складом ума и родителей, готовых принимать участие в процессе обучения ребенка.
Особенности:
- ориентированность на самообучение и самостоятельный разбор материала;
- требование к первокласснику – развитое логическое мышление, усидчивость, способность воспринимать большой объем информации;
- некоторые темы отводятся на самостоятельный домашний разбор, в чем ребенку должны помочь родители или репетитор;
- в учениках много логических задач и заданий с прикладной практической направленностью;
- акцент делается на умение ребенка осваивать новую информацию с построением индивидуальной траектории развития.
В классах, которые учатся по УМК «Гармония» рабочий процесс всегда динамичный и увлекательный, но ребенок будет чувствовать себя комфортно, если не только его уровень знаний а и познавательная активность, будут достаточно высокими. Родителям придется принимать активное участие в обучении, поэтому точно не стоит выбирать такой класс, если вы хотите максимально дистанцироваться от школы.
РИТМ
Традиционная программа, первые буквы которой подчеркивают, что акцент в обучении ставится на развитие Индивидуальности, Творческого потенциала и активности Мышления.
Особенности:
- высокая вариативность, реализация которой ложиться на плечи учителя;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом уровня знаний и способностей;
- требование к первокласснику – базовое владение навыком счета и письма;
- возможно обучение русскому языку и литературе по трем линиям, в зависимости от уровня подготовленности детей: базовые знания, умение читать, а также для регионов, для которых русский не является основным языком общения;
- акцент на патриотическое воспитание.
Программа встречается достаточно редко, так как многие педагоги считают ее основными недостатками низкий темп обучения и слишком большое количество традиционных репродуктивных заданий.
Эльконина-Давыдова
Развивающая система, в основе которой стоит проблемный метод обучения. Ребенок не получает знания в готов виде, а подходит к новому для себя материалу через решение поставленной задачи и поиск способов ее решения.
Особенности:
- отсутствие привычной системы оценивания;
- упор на работу в парах или микро-группах;
- требования к первокласснику – любознательность, активность, уверенное владение навыками счета и чтения;
- система применяется только с 1 по 4 класс, в средней школе дети переходят на любую другую актуальную программу.
Если вы ищите систему обучения, в которую сын или дочка сможгут влиться на этапе 2-4 класса, то это точно не ваш вариант. Отличия от традиционных УМК слишком значительны, поэтому детям крайне сложно влиться в процесс обучения, если ранее они учились в других школах.
Если вы находитесь в поиске подходящей программы для первоклассника с высокой познавательной активностью и отличной подготовкой, оценивать достижения которого будут не «коллективно», а персонально, система Эльконина-Давыдова будет действительно интересным опытом. При этом стоит учитывать, что до 5-го класса ребенок не будет получить оценивания в привычном формате, поэтому реальный уровень знаний может открыться с переходом в среднюю школу. Также проблемы могут возникнуть при необходимости перехода в класс с традиционной программой.
Начальная инновационная школа
Оптимальное сочетание традиционных ценностей и требований ФГОС, а также инновационных подходов к обучению, предложенных в трудах Выготского Л.С., Давыдова В.В.
Особенности:
- высокая вариативность, позволяющая адаптировать УМК и для одаренных детей и для инклюзивных классов;
- требование к первокласснику – основательная базовая подготовка к школе;
- обучение происходит в формате дружественного общения;
- подача материала имеет некоторые особенности.
Программа хороша для первоклассников с хорошей подготовкой и высокой познавательной активностью. Пассивному ученику с низким уровнем мотивации или способностями к самообучению будет сложно воспринимать материал без посторонней помощи.
Важно! Учебники к УМК «Начальная инновационная школа» в 2023-2024 году не вошли в федеральный перечень рекомендованных.
Кто выбирает программу
В 2023-2024 году каждая образовательная организация имеет право самостоятельно выбирать программу, по которой будет происходить обучение. При этом, в разных классах одной параллели могут применяться разные УМК.
Родители не принимают участия в выборе системы обучения, они лишь могут выбрать школу или класс, ознакомившись с особенностями той или иной доступной сегодня программы.
Стоит знать, что начав обучение в 1 классе по определенной программе, класс будет следовать выбранному УМК как минимум до 4 класса, переход на другую линию в середине учебного года или при переводе учеников в следующий класс не допускается.