Государственный долг – сложное и масштабное явление в финансовой политике страны. Преодоление кризиса, экономического преобразования невозможно без помощи извне. Большинство государств использует этот финансовый инструмент для решения насущных задач.
Кредитная практика широко распространена в странах с высоким уровнем технологического развития и в развивающихся странах. В России внешний долг на 2024 прогнозируется на безопасном для страны уровне 16%. Сокращению заимствований способствуют санкции Запада.
Почему у России есть внешний долг?
Долговые обязательства могут возникать перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами. Занимаем не только мы, но и весь мир.
Опасность представляет не сам процесс кредитования, а отношение суммы к ВВП страны. Если не превышен показатель 20-25%, государство успешно справится с финансовой нагрузкой. Величина, равная 40-50% приближает экономику к опасному положению.
Внешняя задолженность делится на частную, государственную и общегосударственную, в которую входят займы низовых звеньев госсистемы.
Долговые обязательства могут принимать различную форму:
- кредиты международных финансовых организаций (МФО), других стран;
- ценные бумаги государства;
- договоры по гарантиям и поручительству для обеспечения кредитных обязательств третьих лиц;
- прошедшие пролонгацию, реструктуризацию соглашения прошлых лет.
По прогнозам рейтингового агентства АКРА, аккредитованного при ЦБ России внешний долг России в 2024 будет расти. Опасного уровня он может и не достигнет, но динамика сохранится в будущие несколько лет.
Тенденции изменения госдолга за последние годы
В 2019-2020 годы задолженность возросла как по кредитам, так и по гарантийному обеспечению. Существенно скорректировала экономическую ситуацию в худшую сторону пандемия, и не только в нашей стране.
К концу 2020 года долг достиг 54 880,1 млн долларов и 14 791 млрд рублей. Если итоги 2019 г показали уровень госдолга 12,3% ВВП, то результаты 2020г возросли до 17,8%. Однако прогноз экономистов был еще хуже – 19% и он не оправдался.
В 2021 году цифры удерживались на уровне худшего 2014 года и даже немного превысили максимум. В декабре страна задолжала иностранным инвесторам 58 557,1 млн долларов.
В нынешнем году наметилась некоторая стабилизация и даже падение показателя до 56 582,4 млн долларов по итогам августа, однако в проекте Минфина РФ на последующие 2 года не предусматривается большого списания задолженности.
Внешний и внутренний государственный долг России в 2024 году планируется удержать на оптимально возможном уровне ниже 20% от ВВП. По проекту Счетной Палаты внешний долг России за 2024 год должен сократиться в процентном отношении к ВВП страны, а внутренний – возрасти.
Динамика изменения цифровых показателей различных источников может несколько отличаться. Согласно Бюджетному Кодексу РФ разница между внутренним и внешним долгом заключается в использовании местной или иностранной валюты. Минфин РФ использует эту методику.
В финансовой практике МВФ критерием подсчета служит разделение кредиторов и заемщиков на резидентов и нерезидентов. Центробанк России определяет внутреннюю и внешнюю задолженность по правилам валютного фонда.
Обе схемы применяются на законном основании, но возникает небольшое расхождение в цифрах российских финансовых организаций. Так, например, Минфин считает, что за 2014-2019 гг внешний госдолг РФ сократился почти на 2%.
Банк России утверждает, что произошел рост на 12%. В действительности вырос объем продаж нерезидентам российских ценных бумаг, приобретенных за рубли.
Размер внешнего долга России в 2024 году
При этом внешний долг России в 2024 году будет составлять меньше 20% от общей задолженности страны. Доля внутренних займов составит 81,6%. Превалирование операций в рублях – приоритетная политика страны на ближайшее время.
Минфин утверждает, что в соответствии с проектом «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов» в ближайший период не будет размещения гособлигаций на рынке в иностранной валюте.
С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты общий долг страны может составить на конец 2024 г 28765,1 млрд рублей, в том числе внешний 5238,4 млрд рублей и внутренний 23526,7 млрд рублей.
В следующем 2025 году госдолг может увеличиться до 31939,7 млрд рублей. Рост произойдет в основном за счет внутренних заимствований до 26342,6 млрд рублей.
Как санкции повлияли на размер долга?
Долговая политика сместилась в сторону внутрироссийского финансового рынка. Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию.
В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг.
Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков. Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы.
В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза. В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю.
Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга.
Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг. Последние запрещения к покупке госдолга привели к кардинальному изменению соотношения внутренний/внешний рынок в пользу внутреннего.
Стабильной остается долговая политика компаний. Основная масса долга частного сектора была накоплена к 2015 году и к настоящему времени постепенно снижается. Больше половины обязательств принадлежит энергетическому сектору, в числе которых Газпром и Роснефть.
Внешний долг России на 2024 – кому должны?
Суверенный долг и дальше планируется удерживать от роста. Внешний корпоративный долг России в 2024 году, как и в текущем будет оставаться значительной частью общих долговых обязательств.
К началу спецоперации кредитный рейтинг Российской Федерации оценивался высоко, а основная часть задолженности носила долгосрочный характер. Сейчас рейтинг страны понизился, но остается довольно стабильным благодаря соблюдению Правительством и частными должниками своих финансовых обязанностей.
Кто является держателем внешнего долга России, кому мы должны в 2024 году? Основными покупателями до недавнего времени оставались инвесторы из Великобритании и США.
После запрета американского правительства в 2021 году приобретать ценные бумаги РФ напрямую доля нерезидентов в размещении госдолга несколько уменьшилась.
Однако совокупный спрос сохранялся благодаря хорошей ликвидности бумаг и высокой процентной ставке на фоне общего падения на мировом рынке. Тем более, что вместо покупки на первичных аукционах облигациями можно было спекулировать на вторичном рынке, чем и пользовались инвесторы.
С введением новых санкций на запрет покупки на вторичном рынке отток зарубежного капитала в экономику страну продолжился. Тем не менее по оценкам российских экономистов, наш бюджет не настолько нуждается в настоящее время в инвестициях.
Нет ни заметного дефицита, ни бурного роста экономики, при которых приток капитала чрезвычайно важен.
Размер внешнего долга России по сравнению с другими странами
Второе место принадлежит Китаю с его 13 трлн долларов. Однако по отношению к ВВП здесь положение оптимистичнее – долг составляет только 75%.
России в рейтинге отведено 20 место. На фоне стран ЕС, Австралии, Японии РФ выделяется низким процентным отношением к валовому продукту. 489 млрд долларов составляют 32% от ВВП, а на каждого россиянина приходится 3700 долларов общенационального долга.
Критерий оценки по сумме долга не совсем корректен. Некоторые государства кредитуют больше, чем занимают и фактически являются кредиторами. С нулевым коэффициентом задолженности стран очень мало. Среди них Лихтенштейн и Новая Зеландия.
В целом размер государственного долга России незначителен по сравнению с крупными мировыми заемщиками, а выплаты не представляют угрозы для стабильности экономики.
По оценкам мировых рейтинговых агентств, Российская Федерация занимает 9-10 место в классификации надежности как ответственный партнер по долговым обязательствам.