Государственный долг – сложное и масштабное явление в финансовой политике страны. Преодоление кризиса, экономического преобразования невозможно без помощи извне. Большинство государств использует этот финансовый инструмент для решения насущных задач.
Кредитная практика широко распространена в странах с высоким уровнем технологического развития и в развивающихся странах. В России внешний долг на 2024 прогнозируется на безопасном для страны уровне 16%. Сокращению заимствований способствуют санкции Запада.
Почему у России есть внешний долг?
Государственный долг возникает перед кредиторами, когда правительство пытается компенсировать дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами вынуждает государство брать займы.Долговые обязательства могут возникать перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами. Занимаем не только мы, но и весь мир.
Опасность представляет не сам процесс кредитования, а отношение суммы к ВВП страны. Если не превышен показатель 20-25%, государство успешно справится с финансовой нагрузкой. Величина, равная 40-50% приближает экономику к опасному положению.
Внешняя задолженность делится на частную, государственную и общегосударственную, в которую входят займы низовых звеньев госсистемы.
Долговые обязательства могут принимать различную форму:
- кредиты международных финансовых организаций (МФО), других стран;
- ценные бумаги государства;
- договоры по гарантиям и поручительству для обеспечения кредитных обязательств третьих лиц;
- прошедшие пролонгацию, реструктуризацию соглашения прошлых лет.
По прогнозам рейтингового агентства АКРА, аккредитованного при ЦБ России внешний долг России в 2024 будет расти. Опасного уровня он может и не достигнет, но динамика сохранится в будущие несколько лет.
Тенденции изменения госдолга за последние годы
Если проанализировать ситуацию за последние 10 лет, максимум долговых обязательств пришелся на 2014 год и составил по данным Министерства финансов 55 794,2 млн долларов США и 5 722,2 млрд рублей, когда страна принимала у себя зимние Олимпийские игры. Затем объем постепенно снижался до 2019 года.В 2019-2020 годы задолженность возросла как по кредитам, так и по гарантийному обеспечению. Существенно скорректировала экономическую ситуацию в худшую сторону пандемия, и не только в нашей стране.
К концу 2020 года долг достиг 54 880,1 млн долларов и 14 791 млрд рублей. Если итоги 2019 г показали уровень госдолга 12,3% ВВП, то результаты 2020г возросли до 17,8%. Однако прогноз экономистов был еще хуже – 19% и он не оправдался.
В 2021 году цифры удерживались на уровне худшего 2014 года и даже немного превысили максимум. В декабре страна задолжала иностранным инвесторам 58 557,1 млн долларов.
В нынешнем году наметилась некоторая стабилизация и даже падение показателя до 56 582,4 млн долларов по итогам августа, однако в проекте Минфина РФ на последующие 2 года не предусматривается большого списания задолженности.
Внешний и внутренний государственный долг России в 2024 году планируется удержать на оптимально возможном уровне ниже 20% от ВВП. По проекту Счетной Палаты внешний долг России за 2024 год должен сократиться в процентном отношении к ВВП страны, а внутренний – возрасти.
Динамика изменения цифровых показателей различных источников может несколько отличаться. Согласно Бюджетному Кодексу РФ разница между внутренним и внешним долгом заключается в использовании местной или иностранной валюты. Минфин РФ использует эту методику.
В финансовой практике МВФ критерием подсчета служит разделение кредиторов и заемщиков на резидентов и нерезидентов. Центробанк России определяет внутреннюю и внешнюю задолженность по правилам валютного фонда.
Обе схемы применяются на законном основании, но возникает небольшое расхождение в цифрах российских финансовых организаций. Так, например, Минфин считает, что за 2014-2019 гг внешний госдолг РФ сократился почти на 2%.
Банк России утверждает, что произошел рост на 12%. В действительности вырос объем продаж нерезидентам российских ценных бумаг, приобретенных за рубли.
Размер внешнего долга России в 2024 году
По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, размер общего госдолга в ближайшие 3 года будет расти и увеличится в 2024 г до 25,367 трлн рублей, в 2025 г до 27,679 трлн рублей, а в 2026 г до 29,940 трлн рублей.При этом внешний долг России в 2024 году будет составлять меньше 20% от общей задолженности страны. Доля внутренних займов составит 81,6%. Превалирование операций в рублях – приоритетная политика страны на ближайшее время.
Минфин утверждает, что в соответствии с проектом «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов» в ближайший период не будет размещения гособлигаций на рынке в иностранной валюте.
С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты общий долг страны может составить на конец 2024 г 28765,1 млрд рублей, в том числе внешний 5238,4 млрд рублей и внутренний 23526,7 млрд рублей.
В следующем 2025 году госдолг может увеличиться до 31939,7 млрд рублей. Рост произойдет в основном за счет внутренних заимствований до 26342,6 млрд рублей.
Как санкции повлияли на размер долга?
В настоящее время структура и размер долговых обязательств в значительной степени формируются под воздействием санкций. Уже в начале века после стабилизации экономической ситуации в стране и в мире были прекращены крупные заимствования.Долговая политика сместилась в сторону внутрироссийского финансового рынка. Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию.
В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг.
Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков. Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы.
В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза. В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю.
Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга.
Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг. Последние запрещения к покупке госдолга привели к кардинальному изменению соотношения внутренний/внешний рынок в пользу внутреннего.
Стабильной остается долговая политика компаний. Основная масса долга частного сектора была накоплена к 2015 году и к настоящему времени постепенно снижается. Больше половины обязательств принадлежит энергетическому сектору, в числе которых Газпром и Роснефть.
Внешний долг России на 2024 – кому должны?
Суверенный долг и дальше планируется удерживать от роста. Внешний корпоративный долг России в 2024 году, как и в текущем будет оставаться значительной частью общих долговых обязательств.
К началу спецоперации кредитный рейтинг Российской Федерации оценивался высоко, а основная часть задолженности носила долгосрочный характер. Сейчас рейтинг страны понизился, но остается довольно стабильным благодаря соблюдению Правительством и частными должниками своих финансовых обязанностей.
Кто является держателем внешнего долга России, кому мы должны в 2024 году? Основными покупателями до недавнего времени оставались инвесторы из Великобритании и США.
После запрета американского правительства в 2021 году приобретать ценные бумаги РФ напрямую доля нерезидентов в размещении госдолга несколько уменьшилась.
Однако совокупный спрос сохранялся благодаря хорошей ликвидности бумаг и высокой процентной ставке на фоне общего падения на мировом рынке. Тем более, что вместо покупки на первичных аукционах облигациями можно было спекулировать на вторичном рынке, чем и пользовались инвесторы.
С введением новых санкций на запрет покупки на вторичном рынке отток зарубежного капитала в экономику страну продолжился. Тем не менее по оценкам российских экономистов, наш бюджет не настолько нуждается в настоящее время в инвестициях.
Нет ни заметного дефицита, ни бурного роста экономики, при которых приток капитала чрезвычайно важен.
Размер внешнего долга России по сравнению с другими странами
По данным Всемирного банка на 2024 год первое место по сумме задолженности занимает США. Сумма 30,4 трлн долларов составляет 102% от ВВП страны. На каждого американца приходится почти 61 тысяча долларов.Второе место принадлежит Китаю с его 13 трлн долларов. Однако по отношению к ВВП здесь положение оптимистичнее – долг составляет только 75%.
России в рейтинге отведено 20 место. На фоне стран ЕС, Австралии, Японии РФ выделяется низким процентным отношением к валовому продукту. 489 млрд долларов составляют 32% от ВВП, а на каждого россиянина приходится 3700 долларов общенационального долга.
Критерий оценки по сумме долга не совсем корректен. Некоторые государства кредитуют больше, чем занимают и фактически являются кредиторами. С нулевым коэффициентом задолженности стран очень мало. Среди них Лихтенштейн и Новая Зеландия.
В целом размер государственного долга России незначителен по сравнению с крупными мировыми заемщиками, а выплаты не представляют угрозы для стабильности экономики.
По оценкам мировых рейтинговых агентств, Российская Федерация занимает 9-10 место в классификации надежности как ответственный партнер по долговым обязательствам.