Правительство и Министерство финансов, проанализировав опыт предыдущих периодов, решили вернуться к трехлетнему планированию бюджета, на что указывает принятый законопроект «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но, несмотря на все преимущества такого подхода, сложно спрогнозировать, удастся ли следовать изначально заложенным в проект параметрам и будет ли такая политика воспринята частным бизнесом в качестве сигнала, который свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике страны и безопасности инвестирования.
Доходы
Бюджетной политикой РФ на 2017-2019 годы предусмотрен дефицит поступлений, что будет обусловлено сокращением спроса на российский экспорт, снижением стоимости нефти и целым рядом других внешних факторов. Чтобы покрыть дефицит, правительство планирует наполнить бюджет путем мобилизации дополнительных доходов, предприняв такие меры:
- завершение так называемого «налогового маневра», что повлечет за собой планомерный рост ставок по НДПИ на нефтепродукты, а также отмену экспортных пошлин. В рамках пилотного проекта будет внедрен налог на добавленный доход, что в среднесрочной перспективе поможет сбалансировать налоговую нагрузку в газовой и нефтяной отраслях;
- увеличение с 25 до 50% минимального норматива дивидендов, начисляемых по акциям государственных компаний, что позволит нарастить объем поступлений по этим направлениям;
- внедрение унифицированной базы для создания единой системы администрирования поступлений в бюджет. За счет этого можно будет снизить административную нагрузку и увеличить объем бюджетных доходов.
Расходы и бюджетные правила
Расходы будут формироваться в рамках бюджетной политики на 2017-2019 годы и правил, призванных снизить чувствительность системы к волатильности цен на мировых нефтяных рынках. В полную силу бюджетные правила заработают в 2020 году, в то время как период 2017-2019 гг. признан правительством как переходный, чтобы избежать шока от резкого сокращения государственных расходов.
В соответствии с предложением Минфина, к 2020 году расходы будут формироваться из трех компонентов:
- базовый объем нефтегазовых доходов, который будет рассчитан при базовой цене нефти на уровне 40 долл./барр.;
- объем нефтегазовых доходов, расчет которого будет производиться с учетом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития РФ;
- расходы по обслуживанию задолженности. Для коррекции показателей в случае снижения прогнозного объема Резервного фонда до уровня 5% ВВП, предельный объем использования не будет превышать 1% ВВП.
Исходя из такой конструкции, можно сделать вывод, что бюджетная политика на 2017-2019 гг. призвана не только решить задачу денежно-кредитного регулирования, но и сократить долю прямого участия государства в экономике для чего запланирована поэтапная стабилизация налоговой нагрузки и масштабная приватизация.
Последние несколько лет росли расходы по трем основным направлениям (непроизводственным), что только способствовало «проеданию» бюджета: социальная политика (в первую очередь это пенсионные выплаты), национальная оборона и обслуживание долга. Новый подход предполагает сжатие объема расходов с повышением их эффективности для более рационального использования поступивших средств.
Предпосылки для изменения политики
В зависимости от ситуации на рынке, внешних факторов и показателей роста российской экономики, правительство и Минфин могут пересмотреть основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг., что может быть обусловлено такими факторами:
- длительное время бюджет наполнялся преимущественно за счет сырьевых поступлений, что сдерживало или даже тормозило процесс перестройки экономики. Отсутствие устойчивого спроса и гарантированные рентные доходы только дестимулировали меры, призванные изменить структуру российской экономики. Но с 2015 года, когда объем перераспределяемой нефтяной ренты стал сокращаться, ситуация изменилась, что может создать предпосылки для изменения приоритетов при планировании бюджетных расходов;
- основная цель бюджетной политики – это сокращение дефицита. Но при наличии резервов суверенных фондов можно было игнорировать такую проблему, несмотря на постепенное накопление негативных явлений (рост теневого сектора экономики, старение населения, нерациональная структура расходов, когда большая часть поступлений тратится на поддержку силового блока и социальные нужды и т. д.). Согласно прогнозам, в краткосрочной перспективе Резервный фонд может полностью исчерпать свой ресурс, что тоже должно подтолкнуть к пересмотру основных тезисов бюджетной политики;
- проблема сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть перенесена на федеральный уровень, где нет резервов для поддержания устойчивости системы в целом. Текущая политика способствует наращиванию фискального разрыва, что в долгосрочной перспективе может вылиться в серьезные проблемы. Разработанные меры не решают, а только оттягивают проявление кризисных явлений, которые накапливаются по мере появления новых задач. Это прямой путь к увеличению разрыва между доходами и расходами, в то время как у государства все меньше источников финансирования для покрытия дефицита бюджета.
Председатель счетной палаты жестко критикует бюджет РФ 2017-2019 видео: