Одним из основополагающих документов любого образовательного заведения является учебный план. Документ, регламентирующий, какой будет образовательная программа в той или иной в школе России на 2023-2024 год, должен быть утвержден до того, как начнется учебный процесс.
В данном материале мы подробно разберем, какие требования предъявляются к учебным планам, на основе каких документов осуществляется составление документа и какие виды учебных планов должна составлять образовательная организация.
Основные требования
Учебный план школы на грядущий 2023-2024 учебный год базируется на актуальной версии ФГОС. На данный момент это III поколение, введение которых стартовало во всех регионах России с 2022-2023 учебного года.
Учебные планы разрабатывают на основе таких основных документов:
- Закон РФ «об образовании»;
- ФГОС-III;
- ПП РФ «типовые положения об общеобразовательном учреждении…»;
- СанПиН;
- Федеральный перечень учебников.
Новый ФГОС
Напомним график введения новых стандартов по классам младшей и основной школы:
Условные обозначения:
- «+» – обучение ведется по ФГОС III поколения;
- «+/–» – введение ФГОС III поколения по усмотрению школы и с согласия родителей (экспериментальные классы);
- «–» – обучение ведется по старым программам.
Обратите внимание! Все педагоги, которые в 2023-2024 году будут работать по новым ФГОС должны пройти обязательное обучение в рамках повышения квалификации.
Новая версия документа предполагает целый ряд важных нововведений, в числе которых:
- Введение 5-дневки и связанное с этим изменение часов, отводимых на изучение отдельных дисциплин.
- Изучение 2-го иностранного языка только по требованию родителей.
- Вариативность в изучении ряда предметов.
- Акцент на патриотическом воспитании и развитии личностных качеств учащихся.
- Конкретизация результатов обучения.
С учетом описанных нововведений в классах, которые переходят на новый ФГОС будет значительное изменение в часах аудиторной нагрузки.
Более детальный разбор нового ФГОС читайте в материалах нашего сайта.
Содержание учебного плана
Каждый учебный план, составленный для образовательного учреждения России на 2023-2024 год, должен содержать в себе такую информацию:
- Срок обучения для каждой ступени (сегодня это: младшая школа – 4 года, основная – 5 лет, старшая – 2 года).
- Общая аудиторная нагрузка за период обучения (смотрите таблицу выше).
- Недельная нагрузка на ученика в параллели (или по классам, если классы одной параллели учатся по разным программам и их часы отличаются).
- Перечень дисциплин в каждой параллели (иногда в каждом классе) с учетом выбранной программы обучения.
- Недельная нагрузка для каждой из базовых областей обучения (включая обязательный набор предметов, дисциплины по выбору учащихся и факультативные занятия).
Последний пункт целесообразно не только упомянуть в описательной части, а и представить в формате сводной таблицы с указанием часов, отведенных на обязательную часть (федеральный стандарт) и предметы, список которых формируется участниками образовательных отношений.
Самые существенные отличия наблюдаются в программах начальной школы. По каким методикам может осуществляться обучение в школах России с 1 по 4 класс и в чем их кардинальные отличия, читайте в материале «Школьные программы для начальных классов».
Когда школьник переходит на средний уровень (основания школа), отличий в программах стает меньше. На федеральном уровне представлены шесть вариантов планирования:
- базовый стандарт для регионов, где русский язык является родным (пятидневка);
- базовый стандарт для регионов, где русский язык является родным (шестидневка);
- для классов с изучение 2-х иностранных языков (теперь только по требованию родителей);
- для регионов, где изучается 2-й родной язык (пятидневка);
- для регионов, где изучается 2-й родной язык (шестидневка);
- для школ с обучением на региональных языках.
Порядок утверждения документа
К процессу составления и утверждения учебного плана должны быть привлечены все участники образовательного процесса – педагоги школы, родители, инициативные ученики.
Утверждение учебного плана происходит в следующем порядке:
- На базе примерный учебных планов, утвержденных министерством, составляется проект учебного плана.
- Документ подлежит открытому обсуждению со всеми участниками учебного процесса, в результате которых в план могут быть внесены изменения.
- Окончательный вариант документа рассматривается на педагогическом совете школы (факт фиксируется в соответствующих документах).
- Если коллектив утверждает рабочий план, директор издает приказ «об утверждении…».
- С опорой на утвержденный учебный план происходит распределение учебной нагрузки на сотрудников школы, а также разработка единого расписания уроков на грядущий учебный год.
Индивидуальный учебный план
Новый ФГОС предполагает адаптацию образовательного процесса к потребностям каждого учащегося. Одним из проявлений такого персонализированного подхода может быть составление индивидуальных учебных планов для учеников, которые ввиду ряда факторов нуждаются в составлении особой образовательной траектории.
Как правило, индивидуальный план составляют для таких категорий:
- ученики с ограниченными возможностями здоровья (допускается с 1 класса);
- одаренные дети, осваивающие программу в ускоренном темпе (рекомендованное сокращение срока обучения – не более 1 года);
- отстающие, не ликвидировавшие академические задолженности в установленные сроки.
Данный документ составляется при наличии заявления родителей о переводе ребенка на соответствующую форму обучения и может фиксировать траекторию обучения на 1 год или более длительный период.
При разработке документа учитываются потребности ребенка, доступные технологии обучения (в том числе дистанционное и электронное обучение), а также возможности школы. К составлению плана при необходимости можно привлекать специалистов центров психолого-педагогической и медицинской помощи.
Также при необходимости такие планы можно обновлять и корректировать, адаптируя воспитательный и образовательный процесс под потребности ребенка.