Как известно, сейчас наша страна переживает в экономическом плане далеко не лучшие времена. Как бы нынешние Власти не храбрились, излучая неуёмный оптимизм, но западные экономические санкции, введённые в отношении нашей страны, нанесли по российской экономике ряд чувствительных и весьма болезненных ударов. Наблюдаются определённые трудности с объёмами экспорта (в первую очередь, применительно к углеводородам), что – в свою очередь – отрицательно сказывается на формировании доходной части Госбюджета. Параллельный импорт – вместе с его запутанной логистикой и прочими издержками – чётко способствует росту себестоимости во многих отраслях отечественной промышленности. Инфляция вновь разгоняется. Покупательская способность населения неуклонно падает…
Естественно, что все эти негативные факторы, приведённые выше, очень серьёзно затрудняли работу Государственной Думы РФ при формировании Государственного бюджета Российской Федерации на 2024-2026 годы. Шли горячие споры/дебаты, сопровождаемые жаркими перепалками. Порой оппозиция, прервав обсуждение, демонстративно покидала зал. Борьба, образно выражаясь, шла за каждую бюджетную копейку. Но, как бы там ни было, некие консенсусы были достигнуты, и Государственный бюджет был (под давлением со стороны Администрации Президента РФ), принят… Принят, чтобы тут же подвергнуться резкой критики со стороны экономистов всех мастей. Такое впечатление, что на этой «стезе» только ленивый не потоптался, демонстрируя свои глубинные экономические знания…
А потом всё стихло. Словно бы отрезало. И Государственный бюджет Российской Федерации на 2024-2026 годы, принятый ГД РФ, уже практически никто не критикует… Почему? А всё просто. Параллельно с Федеральным бюджетом, субъекты РФ принимали свои, региональные бюджеты. А когда приняли, то выложили их в Интернете. А авторитетные экономисты, ознакомившись с региональными бюджетами, поняли, что были не правы. Один из них даже следующим образом высказался: — «Нынешний Федеральный бюджет – это самый настоящий шедевр. Практически идеал и сладкая конфетка. По сравнению, понятное дело, со своими «региональными братьями», ни к ночи будут помянуты… Региональные бюджеты? Простите, но это просто записки из сумасшедших домов, этими самыми сумасшедшими и написанные. Там ни то, что логика, там даже зачатки здравого смысла полностью отсутствуют…». Что же так расстроила господ экономистов? Попробуем разобраться…
Лично мне долго разбираться не потребовалось, так как вопиющие несуразицы бросаются в глаза практически сразу. Очень многие российские регионы заложили в свои бюджеты на последующие три года более чем существенный рост доходных разделов/частей. Причём, за счёт всех трёх основных видов налогов: налога на прибыль юридических организаций, НДС и НДФЛ. Например, Москва и Новосибирская область только в 2024-ом году планируют получить рост поступлений налога на прибыль более чем на 20%. А Свердловская область, например, в 2024-ом году планирует добиться роста по поступлению НДФЛ свыше 17%. Аналогичные позитивные (но более скромные) показатели расписаны/запланированы и в других российских регионах. За счёт чего будет достигнут такой значительный рост? За счёт ввода в действие новых промышленных мощностей? За счёт резкого повышения производительности труда? По мановению волшебной палочки? Не понятно… И, вообще, скромней надо быть. Вот, когда ВВП по итогам года даже 2,5% превышает, то наш «ВВП-Президент» этому очень даже радуется. А господа регионалы, понимаешь, о 17-20% роста заговорили. Откровенным волюнтаризмом так и отдаёт. Фантасты доморощенные…
Тут меня посетила мысль: — «Наверное, во всём предстоящие Президентские Выборы виноваты. И наши регионалы решили по этому поводу заложить в свои бюджеты повышенные расходы «на социалку», чтобы Владимира Владимировича порадовать. Ну, а доходы после этого «на автомате» увеличились…». Присмотрелся я к расходным частям региональных бюджетов. И ничего подобного там не обнаружил. В некоторых регионах рост расходов на здравоохранение, образование, спорт и культуру зафиксирован на весьма незначительном уровне. А в большинстве субъектов РФ, наоборот, запланировано существенное сокращение всех социальных расходов. Например, в бюджете Севастополя на 2024-ый год запланировано снижение уровня расходов на образование более чем на 16,5%. Такие, вот, пироги…
Куда же (и на что) наши регионы планируют направить финансы, полученные в результате повышения доходных частей своих бюджетов? Вы не поверите, но почти во всех регионах России (кроме Москвы и Ростовской области), планируется резкое повышение расходов по статье «Государственное управление» (то бишь, на содержание депутатов и чиновников). В Новосибирской области повышение по этой бюджетной статье составит порядка 70%, в Красноярском крае – почти 43%, в Севастополе – 31,4% и так далее. Как говорится, наглость – второе счастье…
Короче говоря, всё это, действительно, напоминает классический дурдом. Причём, в самом его запущенном и хроническом виде…
Всем мира и добра…