Прежде всего это связано с проникновением сюда новых игроков, которые, стремясь завладеть ресурсами, а также ослабить влияние России и Китая, предпринимают активные действия по проникновению и закреплению в этих регионах.
В последнее время на одно из ведущих мест в этих процессах вышла Франция, которая ускоренно осваивает Кавказ и Среднюю Азию.
Пытаясь лавировать между Израилем и арабами, Париж сталкивается с растущим антагонизмом на Ближнем Востоке. В октябре было атаковано французское посольство в Бейруте. В Северной и Западной Африке Париж уже почти полностью утратил политическое влияние и переживает разрыв традиционных тесных экономических связей.
Провалы во внешней политике становятся одной из главных тем давления внутриполитических оппонентов на президента Франции Эмманюэля Макрона. По мере углубления кризиса французской дипломатии в арабских и африканских странах, он пытается компенсировать это наращиванием активности на Кавказе и в Центральной Азии.
Французы делают ставку на стремление местных лидеров к растущему балансированию между мировыми центрами силы. Тем самым Париж вторгается в сферу стратегических интересов Москвы и Пекина, дополняет эти два фронта соперничеством с Анкарой, а также вступает в конкуренцию с Берлином и Вашингтоном.
Воспользовавшись переориентацией Никола Пашиняна с России на Запад, Франция взяла на себя роль военно-политического покровителя Армении.
В Центральной Азии приоритетным партнером избрана Астана.
В этом регионе, как и на Кавказе, французская дипломатия наращивает активность в течение всего года.
В январе прошли политические консультации внешнеполитических ведомств Франции и Туркменистана. В апреле Астану, Ташкент и Бишкек посетила спецпредставитель президента Франции Изабель Дюмон.
В мае в Казахстане и Узбекистане побывал министр по вопросам внешней торговли Оливье Бешт. Состоялись заседание Франко-узбекской межправительственной комиссии, и политические консультации МИД Франции с дипломатическими ведомствами Кыргызстана и Таджикистана.
В сентябре в Париже с визитом приехал главу МИД Туркменистана Рашид Мередов. В ноябре Астану и Ташкент посетил сам Эмманюэль Макрон . В этом же месяце в Париж с визитом прибыл президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Состоялся первый французско-кыргызстанский бизнес-форум.
Франция входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана, вложив туда за последние 15 лет $18.7 млрд. В 2022 товарооборот вырос на 30%, за 8 месяцев 2023 — на 21%. В стране действуют 170 французских компаний, готовится открытие Французского агентства развития и инвестиций. В ходе визита Макрона подписаны договоры на $1.4 млрд.
В Узбекистане пакет французских инвестиционных проектов превышает €10 млрд. За последние 6 лет товарооборот вырос на 133%, в 2022 — на 122% . В ноябре открылась французско-узбекская Торговая палата.
Одно из двух основных направлений активизации сотрудничества со странами региона – энергетика. Это включает существующие и планируемые поставки ресурсов во Францию, совместное производство электроэнергии, нефти, урана, перспективы участия французов в строительстве атомных электростанций.
Второе направление представляется как «сфера образования». Это наращивание Парижем своей «мягкой силы» и системное создание агентуры влияния на будущее.
В сентябре-ноябре подписан ряд документов по этому поводу сразу с тремя странами. С Казахстаном заключено соглашение об открытии международного центра обучения Alliance Française, в сентябре 2024 начнет работу французско-казахстанский университет.
С Узбекистаном подписаны: соглашение об открытии Alliance Française, декларация о подготовке дипломатов, соглашение в области профессионально-технического образования, протокол о намерениях в сфере дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования.
С Туркменистаном заключен меморандум о сотрудничестве в области образования.
Полным ходом идёт разработка программ военного партнерства Франции с Казахстаном и Узбекистаном.
Очевидно, что желание лидеров Армении и стран Центральной Азии усидеть сразу даже не на двух, а на многих стульях, является весьма опасным и легкомысленным занятием.
В погоне за западными инвестициями они открывают свои страны для проникновения в них многочисленных западных же хищников и тем самым делают свои народы заложниками борьбе между ними.
История не знает ни одного примера, когда бы присутствие западного капитала и политическое влияние Запада приносило бы народам мир и процветание.
Лидерам постсоветских стран хорошо бы об этом факте постоянно помнить, если они действительно желают своим государствам спокойного будущего.
Что касается Франции, этим руководителям стоило бы ознакомиться с печальным опытом тех стран в Африке, Юго-Восточной Азии и Полинезии, где хорошо помнят французских колонизаторов.
Может, после этого они не стали б так сильно уповать на краткосрочные выгоды от сотрудничества с Парижем, которые могут повлечь долгосрочные трагические последствия.