Рассматривая модель современной профессиональной ориентации, обратить внимание на то, что она постоянно совершенствуется, но основные принципы остаются стабильными. Деятельность в этом направлении должна быть систематической, а все материалы доступны для работников и учащихся.
Чтобы достичь максимального эффекта и продуктивности программы профминимума в школах 2024-2025 уч. год, важно развивать социальное партнерство – привлекать не только родителей, но и органы власти, работодателей, учебные центры и их представителей.
Что такое профминимум в школах
Профминимум в школах в 2024-2025 являет собой формат работы профориентационного типа для общеобразовательных заведений. Для всех регионов предусмотрен стандартный пакет такой программы. Введение профминимума предусматривается для учеников 6-11 классов.
В него вовлечены и учащиеся, которые имеют ограниченные возможности. Тем, кто только начинает постигать азы курса профминимума предлагают пройти специальный марафон, который состоит из анкет и диагностик, позволяющих определить несколько профессий, которые лучше всего подойдут для ученика.
Уровни профминимума
Уровни профминимума будут постоянно совершенствоваться. Так, формат образования состоит из трех уровней:
- базового;
- основного;
- продвинутого.
На каждый из них выделено определенное количество часов – от 40 до 80 на учебный год. Для каждого заведения определен отдельный уровень профминимума. Обычно его определяет местный орган исполнительной власти, но в зависимости от материально-технической базы школы и приоритетов заведением могут быть самостоятельно определены уровни. Распределяя уровни профминимума, учитывают особенности подготовки учащихся.
Так, для тех, кто ранее не был вовлечен в проекты профориентации, предлагают базовые курсы. Если ранее такие проекты велись и планируют вводить курс «Билет в будущее», предлагают основной уровень. Для предпрофессиональных классов предлагают продвинутый уровень. Для каждого уровня предусмотрена своя программа, курс мероприятий и рекомендации для преподавателей.
Направления
Каждое направление состоит из нескольких уровней (обычно из 3).
Профминимум состоит из 7 обязательных направлений.
Урочная деятельность
Состоит из 3 уровней, на каждый из них предусмотрено определенное количество часов.
Для 1 уровня – 4 часа, для второго – 9 часов, для третьего – 11 часов.
Подобная деятельность подразумевает понимание того, для чего учащемуся необходимы знания основных предметов (математики, химии, физики, языка, других предметов).
Внеурочная деятельность
Направление предусматривает 3 уровня. На каждый из них выделено по 34 часа. Программой предусмотрено обязательное условие – в неделю необходимо посещать не менее 1 урока.
В программу направления входит курс «Билет в будущее».
Чтобы ознакомится с этим курсом внеурочной деятельности, стоит изучить основу рабочей программы. Окончательно день проведения занятий выбирает школьная администрация, но Министерство Просвещения рекомендует четверг.
Программа «Билет в будущее» имеет свой официальный сайт, на котором можно ознакомиться с базовыми знаниями и найти полезную информацию. Изучение сайта позволяет постоянно быть в курсе изменений, которые касаются профориентации, знать особенности реализации каждого направления. Здесь также представлены методические рекомендации по проведению занятий, опросов и диагностик, готовые планы, полезные материалы. Ресурсом могут пользоваться не только педагоги, но и родители, ученики.
Воспитательная работа
В этот модуль в основном входит практический спектр работы – проведение актуальных выставок, посещение «Дня открытых дверей» в учебных центрах и колледжах. Особое внимание уделяют посещению конкурсов профориентационного характера.
Дополнительное образование
Занятия, которые проводят дополнительно – для расширений кругозора учащихся: дополнительные кружки, курсы. На этом этапе те, кто выбрал определенное направление, может посещать дополнительные занятия. Направление имеет два уровня, на каждый из которых предусмотрено по 3 часа.
Профессиональное обучение
Вместе с основным профессиональным образованием учащиеся могут освоить и другую дополнительную профессию, получить квалификацию. Все усилия направлены на совершенствование компетенций профессии, которая будет указана в дипломе.
Профессиональное обучение предусмотрено на третьем уровне – длительность курса – 10 часов.
Сотрудничество с родителями
Такое направление предусмотрено на всех трех уровнях профминимума: по два часа на первом и втором уровне, 4 часа для третьего уровня.
Главное мероприятие курса – проведение отдельных и Всероссийских родительских собраний (обычно родителей собирают ежегодно в январе и сентябре).
Также необходимую информацию родителям подают при помощи рассылки на мессенджер или другой формат связи. На этом этапе могут быть организованы совместные (дети с родителями) курсы (онлайн или офлайн), экскурсии в учебные центры, на фабрики и предприятия, общие диагностические работы.
Профильные предпрофессиональные классы
Подобные виды классов формируют не во всех учебных центрах, обычно они актуальны для заведений, которые готовят специалистов сложных направлений – например, медицинской сферы, программистов. В зависимости от того, какие запросы имеет региональный рынок, также могут быть открыты профильные классы для подготовки педагогов, космонавтов, предпринимателей, судостроителей, инженеров, представителей других специальностей.
Чаще всего подобные классы формируют при совместном сотрудничестве с колледжами, ВУЗами и другими учебными заведениями. Сотрудничать могут и потенциальные работодатели.
Профминимум – важный шаг в профориентации, который позволяет школьникам правильно выбрать профессию и понять, в каком направлении нужно двигаться, учитывая личные характеристики и то, востребованной ли будет на рынке выбранная профессия.