«Мастер и Маргарита» — одно из самых загадочных произведений мировой литературы, полное загадок, символов и недосказанностей. Здесь евангелические мотивы переплетаются с мистикой и черной магией. В истории Мастера и Маргариты огромную роль играет Сатана, появляющийся в Москве в образе Воланда — образованного и богатого профессора черной магии. Он приезжает в Россию со своей свитой для организации «Бала ста королей», дата которого совпадает со Страстной пятницей.
— Когда Воланд появляется на Патриарших прудах, зло уже там. Сатане не обязательно создавать это. Его миссия — лишь сделать это видимым. Россия из романа Булгакова — место, где люди теряют веру в Бога, отвергая при этом веру в существование злых сил. Воланд не может себе этого позволить. Он появляется в Москве вместе со своими товарищами.
Иешуа Га-Ноцри, человек, который действительно существовал
В книге Булгаков одновременно проходит три сюжетных уровня. Первая — это история взаимоотношений Маргариты с Учителем, вторая — история визита сатаны в Москву, третья — история Иешуа, приговоренного Пилатом к смерти. Сложность этой истории заключается во взаимопроникновении этих трех миров и временных планов. Есть что-то вроде «сюжета в сюжете».
Важно отметить, что события, относящиеся к Евангелию в романе «Мастер и Маргарита», не являются его верной интерпретацией. История, известная из Священного Писания, обогащена темами, относящимися к суду над Иисусом из Назарета. Ха-Ноцри — странствующий философ-учитель, воплощение бескорыстного добра, фигура, привлекающая толпы. В отличие от Христа, он не имеет признаков божественности, но, как и он, может исцелять и уличается в невинных поступках.
Рукописи не горят. Булгаков в защиту свободы и индивидуализма
Булгаков устами Мастера показывает, какие последствия может иметь трусость и какую роль играет любовь в жизни человека. Он показывает, что под влиянием страха человек способен на недостойные поступки, которые невозможно обратить вспять. О них тоже невозможно забыть. Он изображает человека нечестным человеком, постоянно находящимся под влиянием других и противоречащим самому себе. Зло, которое появится в романе, будет результатом слабости. Мастер и Маргарита сами поддаются слабостям, но в конечном итоге они — герои романа, стоящие на страже собственных ценностей и индивидуализма.