Да, давненько в нашей стране (практически пять лет), не проводилось серьёзных Реформ. В том смысле, что глобальных и звонких, чтобы четверть страны (как минимум), в нервных судорогах билась. Ради, так сказать, всеобщей встряски. Дабы народ российский не пребывал в сладкой дрёме… И отечественные чиновники всерьёз задумались: — «Что бы ещё такого учудить, дабы народным массам жизнь малиной не казалась? Что бы ещё такого реформировать? А то скучновато как-то стало – кресла комфортные просиживать. Взбодриться бы надо…». Но с этими глобальными Реформами всё очень даже непросто. Армию (после знаменитой Реформы Анатолия Сердюкова), как-то боязно трогать. Тем более, в разгар нашей СВО на Украине. Медицину российскую Татьяна Голикова давно уже реформировала по полной и расширенной программе. Образование отечественное регулярными Реформами до полного цугундера доведено: учителя разбегаются из школ в массовом порядке. Что же тогда реформировать-то, а? Закавыка, однако… И тут к кому-то из чиновников озарение пришло: — «Братцы, у нас же ЖКХ не реформированное. Ну, ни разу за последние 15 лет…». Чиновники, естественно, оживились…
Только не простая это отрасль – ЖКХ. А, наоборот, очень даже особенная и где-то даже (в социальном плане), опасная. В том смысле, что народ российский, он откровенно-несознательный и временами нервным бывает. Тут надо действовать очень аккуратно, чтобы всяческие ненужные волнения ненароком не спровоцировать. И чиновники, покумекав и повздыхав, начали действовать: медленно, аккуратно и очень-очень осторожно…
В прошедшем, 2023-ем году был (достаточно аккуратно), запущен первый «пробный шар». Это Институт экономики города (и такой у нас, как выяснилось, имеется), и Высшая школа экономики выпустили совместный обзорный Отчёт, посвящённый состоянию и проблемам отечественного ЖКХ. Выводы этого обзорного Отчёта были примерно такими: — «Российское ЖКХ находится в ужасающем состоянии и нуждается в срочной модернизации. Но для этого нужны огромные финансовые вложения. Где взять денег? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: необходимо поднять тарифы ЖКХ. Но, в то же время, этого (как бы), делать нельзя, так как благосостояние россиян (в среднем понимании), находится на весьма посредственном уровне. Ситуация выглядит безвыходной… Но мы выход, тем не менее, нашли. Предлагаем, всё же, резко повысить тарифы. Пусть обеспеченные россияне платят по новым тарифам в полном объёме. Бедные россияне? Пусть тоже платят в полном объёме. Но наше Государство им будет выдавать субсидии…». Впрочем, это предложение, вынесенное на обсуждение в Государственную Думу РФ, какого-либо ажиотажа не вызвало. Депутаты высказались примерно в следующем ключе: — «Субсидии? А по каким критериям их будут начислять? Только по текущему доходу? Или же с учётом банковских депозитов граждан? Спорная ситуация… Да, и вообще, сама «Система субсидирования» будет, как минимум, год разрабатываться. Потом её ещё год-полтора будут обсуждать, согласовывать и утверждать. Не, нам бы чего попроще…». На этом обсуждение реформирования отечественного ЖКХ и застопорилось…
Но в текущем, 2024-ом году произошли события, которые послужили катализатором для дальнейшего развития идеи о необходимости срочного проведения ЖКХ-Реформы. В середине зимы ударили сильные морозы, и во многих российских регионах произошли весьма серьёзные коммунальные аварии. В ближайшем Подмосковье, например, сотни многоквартирных домов остались без отопления. Проблемы ЖКХ-коммуникаций, что называется, были продемонстрированы во всей своей красе… А после этого представители так называемой отечественной «элиты» тут же перешли к активным действиям. Сперва на высокую трибуну поднялся депутат-генерал Гурулёв и призвал срочно поднять все тарифы на услуги ЖКХ на дополнительные 15% «пока ещё не поздно». Вслед за ним Андрей Широков,Глава по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ, предложил ЖКХ-тарифы поднять вдвое, а россиян, которые не смогут вовремя оплачивать новые тарифы, «переселять в общежития барачного типа…». Стервятники, однако…
Но и серьёзные люди (да и целые комиссии/организации), незамедлительно подключились к поиску решения «коммунальных проблем». Причём, разнообразные предложения пошли практически валом. Во-первых, группа депутатов ГД РФ предложила вернуться к работе над прошлогодним проектом «Поднятие тарифов – субсидирование малоимущих», и, соответственно, очень оперативно разработать и утвердить «Положение о субсидировании». Так себе, честно говоря, предложение: всем, ведь, известно, что спешка ни к чему хорошему, в большинстве случаев, не приводит… Во-вторых, специальная Комиссия при Торгово-промышленной палате РФ настаивает на более простом варианте: идёт резкий подъём тарифов за услуги ЖКХ, обеспеченные россияне оплачивают их в полном объёме, а с малоимущих граждан (чтобы не возиться с субсидированием), взыскивается ровно 20% (или, к примеру, 30%), от их месячных доходов… В-третьих, некая группа «независимых(?) экономистов» предлагает ввести три вида тарифов на услуги ЖКХ: «Эконом», «Комфорт» и «Премиум» – в зависимости от года постройки и различных технико-строительных характеристик каждого конкретного объекта… В-четвёртых, Минстрой РФ (по словам Марата Хуснуллина), рассматривает возможность создания «Региональных операторов ЖКХ», наделённых большими полномочиями. В том числе, и правом на оперативное регулирование всех ЖКХ-тарифов… Есть, понятное дело, и в-пятых, и в-шестых и так далее…
Резюмирую. Похоже, что отечественному ЖКХ (после мартовских Президентских Выборов), реформирования не избежать. Только активность наших чиновников сильно напрягает и настораживает. С такими недюжинными аппетитами (да учитывая бестолковщину отечественную), и ЖКХ-Реформ может быть сразу несколько – в параллельном режиме и со всеми вытекающими последствиями…
Всем мира и добра…