Современное искусство берет свое начало с 60-70 гг. ХХ века, когда начиналась эпоха постмодернизма. Свое название это направление получило благодаря французскому социологу и философу Жану Бодрийяру, который также внес существенный вклад в искусство фотографии. Постмодерн стал альтернативой модернизму, активно развивавшемуся с начала ХХ века. Сутью этого направления стала гипперреальность, что наложило отпечаток и на современное искусство.
Фрагмент картины Н.Ярошенко «Цыганка» (1886)
Гипперреализм стал новым направлением в живописи и в скульптуре, яркими представителями которого стали:
- Ж.Боден;
- Ч. Клоуз;
- Р. Мьюек;
- Р. Петров.
Из него вырос неомодернизм, который получил наиболее яркое выражение в архитектуре. Также в конце ХХ века появилось еще много различных направлений современного искусства, которые отличались творческими поисками и экспериментами. В целом, как мы видим https://bizar.art/listing/painting_medium современная живопись утратила национальные черты и такое понятие как школа. Оно превратилось в индивидуальное творчество, которое в эпоху глобализации, начавшуюся в конце ХХ века, став инструментом продвижения идей, табуированных традиционной культурой.
Фрагмент картины И.К. Айвазовского «Чесменский бой» (1848)
Особенности современного искусства
Сегодня художники и скульпторы стремятся выражать свои взгляды на современную политику, социальные проблемы, окружающую среду и др. Отказавшись от традиционных техник и материалов, современные художники больше не ставят человека и его внутренний мир в центр своего творчества. Сверхзадачей современного искусства становится деконструкция человеческой природы и культурного наследия, которое представляется чем-то архаичным.
Результатом такого подхода стала примивитизация художественных техник. Такие направления как Ассамбляж или акционизм стали ярким выражением данной тенденции. Само произведение искусства, созданное в этих направлениях, представляет из себя трехмерную композицию, собранную из мусора и хлама, или эпатажное действие творца в общественном месте.
Святой Иосиф (Фрагмент картины Гвидо Рени)
Представители направления бодиарт холстом и способом выражения своих идей сделали человеческое тело. Представители этого направления работают не только с живой натурой, но и с телами умерших людей.
В своем стремлении абсолютизации деконструктивизма представители направления постмодерн дошли до полного отрицания классической эстетики и идей гуманизма.