Выступление общественного деятеля, заслуженной артистки России Марии Шукшиной на Московском экономическом форуме, прошедшем в Москве в начале апреля 2024 года.
Цитаты из выступления
«В киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. И никакие «социальные лифты» там не существуют. И неважно, какой у тебя уровень образования, культуры, профессионализма, компетентности, таланта… Неважно, какую пользу обществу ты приносишь.
Если ты не принадлежишь к той или иной финансово-промышленной группе, то в этот избранный круг не попадаешь.
Поэтому сегодня не может быть ни Шукшина, ни Шолохова. И эту сегрегацию в культуре очень хорошо видно по участникам «голой вечеринки». Народ их осудил, рублём голосует, на концерты не ходит. Но при этом их место всё равно никто занять не может. Новых не пускают. Забетонирован вход. И отсюда отсутствие высокохудожественных произведений, новых песен, новых фильмов, новых спектаклей… И вот такая система бетона не способствует развитию культуры, искусства, она не обогащает общество ни духовно, ни нравственно. Она приводит исключительно к деградации нации.
Это очень хорошо видно по конкурсной программе фильмов, которые я сейчас отсматриваю как академик Российской академии кинематографических искусств, на соискание премии «Ника». Это наша национальная кинематографическая премия.
И вот я смотрю эти фильмы, где главные герои — проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники. Есть фильм про отчима-педофила и четырнадцатилетнюю девочку. Есть про молодых преступников.
Вот, например, приведу фильм с названием «Панические атаки». Там главная героиня, молодая девушка, живёт в некоем посёлке Никель на границе с Норвегией. И для того, чтобы осуществить свою заветную мечту — уехать из России и остаться за границей, она убивает пятерых норвежцев на территории Норвегии. Мечта её сбывается, она остаётся в Норвегии, в тюрьме. Замечательно в фильме тюрьма показана — такая вся в светлых тонах.
Героиню там кормят её любимой пиццей, она слушает свою любимую музыку в наушниках, лёжа на постели, заправленной белоснежным бельём. Она уже выучила английский язык, потому что тюрьма интернациональная. То есть человек развивается. В отличие от глухой, тёмной по картинке дыры в посёлке Никель, где остались её семья, её друзья. Все они оказываются без работы, потому что единственный комбинат в посёлке Никель закрывается.
Профинансирован этот фильм Министерством культуры России.
И ещё позволю себе привести пример высоких целей и сюжетов, которые вдохновляют и волнуют наших кинематографистов сегодня. Фильм называется «Год рожденья», главный герой которого — тоже молодой парень — осуществляет заветную мечту, подражая своему кумиру — лидеру панк-рок группы из девяностых. Точно так же, как его кумир, он отрезает себе голову бензопилой во время выступления на эстраде. Потом наступает кульминация в фильме. Отрезанная голова парня беседует с его женой, молодой девушкой, к тому же беременной. Ну а как же — ведь «Год семьи»! И отрезанная голова героя фильма говорит ей: «Надо только мечтать, просто надо мечтать! А иначе ты сдохнешь в этом Металлогорске».
Так что и в этом фильме показана ещё одна тёмная глухая дыра в России, и тоже фильм профинансирован минкультом. А вообще там 98 фильмов — о них рассказывать не перерассказывать».